«Орфей»: древнегреческий миф на оперной сцене

  • 15 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Легендарный герой древнегреческих мифов Орфей, певец и музыкант, как известно, ради воскрешения своей любимой Эвридики отважился спуститься в подземное царство мертвых. И все было бы хорошо, если бы на обратном пути Орфей не оглянулся, нарушив тем самым главное условие: он не должен смотреть на возлюбленную, пока не покинет подземный мир. В итоге он потерял Эвридику навсегда. История эта хоть и печальна, но стара как мир. Описывал ее и Вергилий, и Овидий, и многие поэты разных эпох и стран. Не уступают им и композиторы. Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика», Лист сочинил симфоническую поэму «Орфей». А Оффенбах — оперетту «Орфей в аду». Уделил этому литературному мотиву место в своем творчестве и Гайдн, написав оперу «Душа философа, или Орфей и Эвридика».
«Орфей»: древнегреческий миф на оперной сцене
А одним из первых композиторов, воплотивший этот древнегреческий миф в музыке, стал Клаудио Монтеверди. В 1607 году в Мантуе состоялась премьера его оперы «Орфей». Монтеверди и самого можно назвать Орфеем: он не только сочинял, но и играл на музыкальных инструментах, пел. Это был на редкость одаренный и разносторонний человек. Неудивительно, что партитура оперы написана композитором для более чем сорока музыкальных инструментов, в их числе — клавесины, арфа, цитры, виолы, скрипки-пикколо, а также органы, тромбоны, корнеты, блокфлейты и трубы. А премьера оперы Монтеверди прошла в так называемом «Герцогском дворце», что служил резиденцией герцогов Гонзага, правителей Мантуи. Это грандиозное сооружение, состоящее из более чем полутысячи помещений, галерей, коридоров, внутренних двориков и садов, сохранилось до нашего времени в качестве музея. Ему более семисот лет! Оперу встретили тепло. Как писал один из очевидцев: «Оба: и поэт, и музыкант — изобразили склонности сердца настолько умело, что невозможно добиться большего успеха… Музыка, соблюдая должную уместность, служит поэзии настолько хорошо, что ничего более красивого не услышать нигде». Ну а нам, нынешним слушателям музыки Клаудио Монтеверди, остается лишь согласиться с той давней похвалой, ибо опера «Орфей», несмотря на свой солидный возраст, продолжает притягивать внимание не только режиссеров и певцов, но и зрителей.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.