«Много шума из ничего»: Хренников замахивается на Шекспира

  • 14 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1600 году в Лондоне увидела свет новая комедия Вильяма Шекспира «Много шума из ничего». Вскоре на сцене театра «Глобус» состоялась и премьера пьесы, повествующей о забавной любовной истории, случившейся в семье итальянских аристократов. Место действия пьесы — городок Мессина, что на острове Сицилия. А в 1976 году, спустя триста семьдесят шесть лет, в Москве в Большом театре впервые был представлен зрителям балет «Любовью за любовь» на музыку Тихона Николаевича Хренникова.
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», — вопрошал режиссер народного театра в исполнении Евгения Евстигнеева в кинофильме «Берегись автомобиля». И Хренников замахнулся. Примечательно, что его музыка ждала своего часа довольно долго — еще в 1936 году недавний выпускник Московской консерватории сочинил музыку к спектаклю Театра имени Вахтангова «Много шума из ничего», то есть к инсценировке той самой пьесы Шекспира. Работа молодого композитора Тихона Хренникова получила высокую оценку, добавив почитателей творчества «московского Шостаковича», как стали называть его наиболее импульсивные меломаны. Замечательная музыка и превосходная игра актеров стала причиной огромного интереса зрителя к постановке.
Сорок лет спустя после премьеры давнего вахтанговского спектакля Борису Покровскому пришла в голову мысль написать либретто к будущему балету. Это тем более удивительно, что Борис Александрович известен как оперный режиссер. В балете Хренникова на сцену вышли все те же шекспировские персонажи — Клавдио, Беатриче, Бенедикт, Дон Хуан, Леонато и другие герои. Премьерные спектакли танцевали Александр Годунов, Нина Тимофеева, Юрий Владимиров.
Но на этом история с Шекспиром не закончилась. Тихон Николаевич Хренников отличался удивительной бережливостью к однажды сочиненной музыке. И в 1983 году на киностудии «Мосфильм» была снята кинокартина «Много шума из ничего» с музыкой из одноимённого балета Хренникова. А в своем Камерном музыкальном театре Борис Покровский поставил комическую оперу «Много шума из-за… сердец» опять же по комедии Шекспира и с музыкой Хренникова. Опера удалась.

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».