«Много шума из ничего»: Хренников замахивается на Шекспира

  • 14 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1600 году в Лондоне увидела свет новая комедия Вильяма Шекспира «Много шума из ничего». Вскоре на сцене театра «Глобус» состоялась и премьера пьесы, повествующей о забавной любовной истории, случившейся в семье итальянских аристократов. Место действия пьесы — городок Мессина, что на острове Сицилия. А в 1976 году, спустя триста семьдесят шесть лет, в Москве в Большом театре впервые был представлен зрителям балет «Любовью за любовь» на музыку Тихона Николаевича Хренникова.
«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», — вопрошал режиссер народного театра в исполнении Евгения Евстигнеева в кинофильме «Берегись автомобиля». И Хренников замахнулся. Примечательно, что его музыка ждала своего часа довольно долго — еще в 1936 году недавний выпускник Московской консерватории сочинил музыку к спектаклю Театра имени Вахтангова «Много шума из ничего», то есть к инсценировке той самой пьесы Шекспира. Работа молодого композитора Тихона Хренникова получила высокую оценку, добавив почитателей творчества «московского Шостаковича», как стали называть его наиболее импульсивные меломаны. Замечательная музыка и превосходная игра актеров стала причиной огромного интереса зрителя к постановке.
Сорок лет спустя после премьеры давнего вахтанговского спектакля Борису Покровскому пришла в голову мысль написать либретто к будущему балету. Это тем более удивительно, что Борис Александрович известен как оперный режиссер. В балете Хренникова на сцену вышли все те же шекспировские персонажи — Клавдио, Беатриче, Бенедикт, Дон Хуан, Леонато и другие герои. Премьерные спектакли танцевали Александр Годунов, Нина Тимофеева, Юрий Владимиров.
Но на этом история с Шекспиром не закончилась. Тихон Николаевич Хренников отличался удивительной бережливостью к однажды сочиненной музыке. И в 1983 году на киностудии «Мосфильм» была снята кинокартина «Много шума из ничего» с музыкой из одноимённого балета Хренникова. А в своем Камерном музыкальном театре Борис Покровский поставил комическую оперу «Много шума из-за… сердец» опять же по комедии Шекспира и с музыкой Хренникова. Опера удалась.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.