«Конек-горбунок»: успех Родиона Щедрина и слава Петра Ершова

  • 13 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Приходилось ли Вам когда-либо слышать о том, что сказку «Конек-горбунок», впервые опубликованную в 1834 году, написал не Петр Ершов, а Александр Пушкин? А между тем, эта нелепая на первый взгляд версия имеет нимало сторонников среди литературоведов. Оказывается, Пушкин скрыл свое имя по той причине, что зашифровал в образе Жар-птицы свою жену Наталью Гончарову, за которой якобы пытался ухаживать император Николай Павлович. Он будто бы послужил прототипом молодящегося царя, ныряющего в котел с кипящим молоком. Вот потому-то Александр Сергеевич и уготовил царю столь печальный финал: «Бух в котёл — и там сварился». Заканчивается сказка хорошо: главный герой — Иван — женится на Царь-девице к радости собравшегося народа. Мало того, сторонники версии об авторстве Пушкина полагают, что «чудо-юдо рыба кит», глотающая горстями корабли, есть ни что иное, как символ потерпевшего неудачу восстания декабристов в 1825 году. Вот такая мистификация. Ну что здесь скажешь — чего только люди не придумают! Но мы ты с Вами знаем, кто подлинный автор «Конька-горбунка»!
Это просто замечательно, что относительно балета «Конек-горбунок» никаких сомнений не существует: музыку к нему сочинил Родион Константинович Щедрин, по заказу Большого театра. Композитор очень ценит это свое произведение: «Музыка к балету „Конек-Горбунок“ — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…», — так рассказывал Родион Константинович. Премьера балета молодого талантливого композитора с успехом прошла в Большом театре в марте 1960 года. Ну, а кто же из балерин является лучшей исполнительницей партии Царь-девицы? Догадаться нетрудно — Майя Плисецкая. А роль Иванушки прекрасно исполнял Владимир Васильев. В этом же составе спектакль в 1962 году был снят на кинопленку — как фильм-балет «Сказка о Коньке-Горбунке». Балет с огромным успехом идет в российских театрах и по сей день.

Последние выпуски программы

«Не так живи, как хочется» или «Вражья сила»?

Драматург Александр Островский написал так много пьес, что если на сюжет каждой из них сочинить оперу или балет, то их хватило на репертуар десятков музыкальных театров. Одним из первых за это непосильное дело взялся Александр Серов, решивший сочинить оперу «Вражья сила» по мотивам пьесы Островского «Не так живи, как хочется».

.«Левша»: опера Щедрина и балет Александрова

В 1954 году был поставлен балет «Левша» на музыку Бориса Александрова. Премьера состоялась на сцене Свердловского театра оперы и балета. Необычными были декорации — поскольку речь шла о подкованной блохе, которую можно было рассмотреть лишь при большом увеличении, центр сцены был отмечен изображением огромного микроскопа.

Брызги «Бахчисарайского фонтана»: Асафьев сочиняет по-пушкински

Поэма «Бахчисарайский фонтан» увидела свет в 1824 году. А ровно через сто десять лет в сентябре 1934 года в Кировском (ныне Мариинском) театре состоялась премьера одноименного балета на музыку Бориса Асафьева.