И снова «Мертвые души»: Гоголь сжигает, а Шедрин «зажигает»…

  • 12 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: „чёрт побери всё!“ — его ли душе не любить её?». Так написал Николай Васильевич Гоголь в своем бессмертном творении — поэме «Мертвые души». Сто восемьдесят лет назад в Москве, в университетской типографии увидела свет эта книга — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Таково было первоначальное название. Поэма воистину составляет золотой запас мировой литературы. Здесь что ни персонаж, что ни фамилия — каждая давно уже стала нарицательной: скупердяй Плюшкин, ленивый мечтатель Манилов, неуемный Ноздрев, похожий на медведя Собакевич и конечно хитрован Чичиков. Какая галерея сочных образов! А точнее сказать, кунсткамера или сосредоточение человеческих пороков. Гоголь, как гласит предание, рассчитывал растянуть похождения Чичикова на трехтомник, но руки дошли только до второго тома, да и то сожженного автором в одном из московских каминов.
А Родион Константинович Щедрин, к счастью, не пожелал сжигать написанную им партитуру одноименной оперы. Поразительно, что не смотря на интереснейшую драматургию гоголевской поэмы, у композиторов довольно долгое время не хватало духу взяться за музыкальное воплощение «Мертвых душ». Пока, наконец, Родион Щедрин не приступил к работе над оперой. Премьера ее состоялась в июне 1977 года в Большом театре. Режиссером-постановщиком выступил Борис Покровский, за дирижерский пульт встал Юрий Темирканов. Спектакль заслужил восторженные оценки публики и критиков, особенно отметивших Александра Ворошило в роли Чичикова и Владислава Пьявко в партии Ноздрева. Как рассказывал сам Пьявко, эту партию Щедрин написал специально для него. Действительно, трудно найти более подходящего певца на эту роль. В целом спектакль был отмечен как творческая удача композитора и успешная работа труппы Большого театра. Щедрину удалось отразить в своей опере главную мысль Гоголя: образ бесконечной дороги и есть глубинный символ России. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? … куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».