И снова «Мертвые души»: Гоголь сжигает, а Шедрин «зажигает»…

  • 12 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: „чёрт побери всё!“ — его ли душе не любить её?». Так написал Николай Васильевич Гоголь в своем бессмертном творении — поэме «Мертвые души». Сто восемьдесят лет назад в Москве, в университетской типографии увидела свет эта книга — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Таково было первоначальное название. Поэма воистину составляет золотой запас мировой литературы. Здесь что ни персонаж, что ни фамилия — каждая давно уже стала нарицательной: скупердяй Плюшкин, ленивый мечтатель Манилов, неуемный Ноздрев, похожий на медведя Собакевич и конечно хитрован Чичиков. Какая галерея сочных образов! А точнее сказать, кунсткамера или сосредоточение человеческих пороков. Гоголь, как гласит предание, рассчитывал растянуть похождения Чичикова на трехтомник, но руки дошли только до второго тома, да и то сожженного автором в одном из московских каминов.
И снова «Мертвые души»: Гоголь сжигает, а Шедрин «зажигает»…
А Родион Константинович Щедрин, к счастью, не пожелал сжигать написанную им партитуру одноименной оперы. Поразительно, что не смотря на интереснейшую драматургию гоголевской поэмы, у композиторов довольно долгое время не хватало духу взяться за музыкальное воплощение «Мертвых душ». Пока, наконец, Родион Щедрин не приступил к работе над оперой. Премьера ее состоялась в июне 1977 года в Большом театре. Режиссером-постановщиком выступил Борис Покровский, за дирижерский пульт встал Юрий Темирканов. Спектакль заслужил восторженные оценки публики и критиков, особенно отметивших Александра Ворошило в роли Чичикова и Владислава Пьявко в партии Ноздрева. Как рассказывал сам Пьявко, эту партию Щедрин написал специально для него. Действительно, трудно найти более подходящего певца на эту роль. В целом спектакль был отмечен как творческая удача композитора и успешная работа труппы Большого театра. Щедрину удалось отразить в своей опере главную мысль Гоголя: образ бесконечной дороги и есть глубинный символ России. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? … куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Последние выпуски программы

В поисках шедевра: «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе

Множество музыкальных произведений создал Жорж Бизе, из них почти полтора десятка опер, из которых современной аудитории известны лишь несколько. Во-первых, конечно, «Кармен». А во-вторых, «Ловцы жемчуга», в русском переводе — «Искатели жемчуга».

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).