Ее полюбили Массне и Россини: вечная «Золушка»

  • 12 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«В одном царстве-государстве в стародавние времена жила-была счастливая семья: отец, мать и их любимая дочка, в которой они души не чаяли. Жили они не тужили, пока однажды мать тяжело заболела и умерла. Вскоре отец женился на другой женщине, вдове у которой были две своих дочки. С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу, заставляя ее делать всю грязную и тяжелую работу по дому. То и дело говорила кричала на бедную девушку: „А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды! А теперь, бездельница, подметай пол! Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин, да выгреби золу!“. От грязной работы девочка всегда была выпачкана. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя».
Ее полюбили Массне и Россини: вечная «Золушка»
Сколько авторов у сказки про Золушку? По крайней мере трое — братья Гримм и Шарль Перро. На самом же деле их гораздо больше, ибо сюжет этот был весьма расхожим не только в Западной Европе, но и в императорском Китае, и в Древнем Египте. И всегда местный народный фольклор добавлял в сказку свою особую специфику, например, когда место принца занимал сын фараона. Общим для всех этих разных версий был один и тот же хороший конец: Золушка выходила замуж. А вот что касается оперного воплощения этой старинной сказки, то у каждого из них есть автор. А одноименных опер с таким названием написано более пяти, по крайней мере, и две из них пользуются у зрительской аудитории большим успехом. Это оперы итальянца Джоаккино Россини и француза Жюля Массне.
Комическая опера Россини «Золушка, или Торжество добродетели» увидел огни рампы в 1817 году, естественно, в Риме. Композитор-виртуоз сочинил музыку менее чем за месяц. Гораздо больше времени ушло на партитуру оперы «Золушка» у Жюля Массне. Литературной основой послужила сказка его соотечественника Шарля Перро. Массне писал оперу 1894–1895 годах, почти через восемьдесят лет после Россини. Премьера прошла в 1899 году в Париже. Объединял эти музыкально-драматические произведения не только общий сюжет, но и то, что их авторы в момент создания опер находились в зените своей композиторской славы. Ну, а чем же отличались эти оперы? Всё очень просто: именами действующих лиц. У Россини Золушку звали Анджелина, а принца — Рамиро. Что же касается оперы Массне, то в его произведении главную героиню звали Люсетта, а принца — Шарман. Как и положено во французской сказке.

Последние выпуски программы

«Бориску на царство?»

Пушкин был гениальным чтецом, никто кроме него не читал так его произведения. Впрочем, окажись в числе слушателей Модест Мусоргский, он бы рассказал об этом по-другому, как композитор, увидевший в поэме «Борис Годунов» прекрасный литературный мотив для будущей оперы.

«Герой нашего времени». Балет по мотивам романа

Спустя столетие со дня гибели великого русского поэта Михаила Лермонтова в Кировском театре был поставлен балет «Бела» на музыку Владимира Дешевова. Либретто написал преподаватель Ленинградского хореографического училища Борис Гловацкий.

«Капитанская дочка». Роман Пушкина и опера Кюи

«Береги платье снову, а честь смолоду». Так гласит эпиграф к роману Пушкина «Капитанская дочка», увидевший свет в 1836 году. Тремя годами ранее Александр Сергеевич совершил творческое путешествие в Поволжье и на Урал для сбора исторического материала, который помог ему реализовать свои планы по созданию нового романа.