Гофман и Лео Делиб: таинственная «Коппелия»

10 января 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В мае 1870 года в Париже, на сцене театра Гранд-Опера, состоялась премьера комического балета французского композитора Лео Делиба «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами». Литературным мотивом хореографической постановки послужила сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана «Песочный человек». Между либретто балета и новеллой Гофмана мало общего: и уж комической его сказку трудно назвать. Зато Лео Делиб создал настоящий балет-праздник в трех актах. Даже персонажей в этих разных произведениях зовут по-своему. И если что и объединяет балет со сказкой, так это фигура Коппелиуса. В балете это вполне себе безобидный профессор, делающий в своей мастерской кукол с человеческий рост, каковой является и Коппелия. А в сказке Коппелиус — это крайне неприятный персонаж, что становится причиной бед и несчастий других героев этой захватывающей истории.
Гофман и Лео Делиб: таинственная «Коппелия»
Гофман был известен как на редкость разностороння творческая личность: и писатель, и композитор, и художник. Он писал музыку в самых разных жанрах — соната для фортепиано, балет, церковная симфония, трио для фортепиано, скрипки и виолончели и даже две оперы. А балет на тему «Песочного человека» все же написал не он, а Лео Делиб. Наиболее интересные события балета «Коппелия» происходят во втором акте, когда девушка Сванильда, тайно проникшая в мастерскую Коппелиуса, переодевается в платье куклы, то есть Коппелии. Профессор не подозревает подвоха. В этот момент в мастерской появляется и Франц, возлюбленный Сванильды… Хитроумный Коппелиус угощает Франца вином, куда подмешивает снотворное… Заканчивается все удачно для молодых людей — Франц со Сванильдой покидают мастерскую, перехитрив Коппелиуса… А завершается балет в третьем акте картиной большого городского праздника.
Балет «Коппелия» вот уже более полутора столетий с успехом идет по всему миру, став классикой хореографии и занимая почетное место в репертуаре многих музыкальных театров. В России в разное время его ставили Мариус Петипа и Александр Горский, Федор Лопухов и Олег Виноградов.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.