Гофман и Лео Делиб: таинственная «Коппелия»

  • 10 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В мае 1870 года в Париже, на сцене театра Гранд-Опера, состоялась премьера комического балета французского композитора Лео Делиба «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами». Литературным мотивом хореографической постановки послужила сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана «Песочный человек». Между либретто балета и новеллой Гофмана мало общего: и уж комической его сказку трудно назвать. Зато Лео Делиб создал настоящий балет-праздник в трех актах. Даже персонажей в этих разных произведениях зовут по-своему. И если что и объединяет балет со сказкой, так это фигура Коппелиуса. В балете это вполне себе безобидный профессор, делающий в своей мастерской кукол с человеческий рост, каковой является и Коппелия. А в сказке Коппелиус — это крайне неприятный персонаж, что становится причиной бед и несчастий других героев этой захватывающей истории.
Гофман и Лео Делиб: таинственная «Коппелия»
Гофман был известен как на редкость разностороння творческая личность: и писатель, и композитор, и художник. Он писал музыку в самых разных жанрах — соната для фортепиано, балет, церковная симфония, трио для фортепиано, скрипки и виолончели и даже две оперы. А балет на тему «Песочного человека» все же написал не он, а Лео Делиб. Наиболее интересные события балета «Коппелия» происходят во втором акте, когда девушка Сванильда, тайно проникшая в мастерскую Коппелиуса, переодевается в платье куклы, то есть Коппелии. Профессор не подозревает подвоха. В этот момент в мастерской появляется и Франц, возлюбленный Сванильды… Хитроумный Коппелиус угощает Франца вином, куда подмешивает снотворное… Заканчивается все удачно для молодых людей — Франц со Сванильдой покидают мастерскую, перехитрив Коппелиуса… А завершается балет в третьем акте картиной большого городского праздника.
Балет «Коппелия» вот уже более полутора столетий с успехом идет по всему миру, став классикой хореографии и занимая почетное место в репертуаре многих музыкальных театров. В России в разное время его ставили Мариус Петипа и Александр Горский, Федор Лопухов и Олег Виноградов.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.