Альфред Шнитке по мотивам Николая Гоголя. Неизвестный балет
9 января 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
К творчеству Николая Васильевича Гоголя обращались многие композиторы. Но вот что интересно: в основном его произведения представлены на театральной сцене в оперном воплощении. Лишь немногие композиторы решались вывести гоголевских героев в балетных спектаклях. Одним из них оказался Альфред Шнитке, создавший хореографическую фантазию «Эскизы». А помог ему в этом дирижер Геннадий Рождественский, осуществивший оркестровую редакцию. Премьера одноактного балета состоялась 18 января 1985 года в московском Большом театре. Основой произведения послужила музыка Альфреда Шнитке, написанная к спектаклю «Ревизская сказка», поставленному Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1978 году. Как и в том давнем спектакле, одним из героев балета был заявлен Гоголь, а также его персонажи. В одиннадцати эпизодах балета последовательно выходили на сцену герои самых известных произведений великого русского писателя — «Петербургские повести», «Ревизор», «Мертвые души». Мы видим Хлестакова и городничего, Чичикова и Ноздрева, майора Ковалева и его знаменитый нос, Акакия Акакиевича Башмачкина с его шинелью.
Каждый из эпизодов балета напоминал маленький спектакль. Например, в четвертом эпизоде — «Страшный сон Чичикова» — главный герой, незабвенный Павел Иванович видел во сне мертвых душ, преследующих его вместе с Ноздревым, заставляющим играть в шашки. Но наиболее сильное впечатление производил на зрителей седьмой эпизод балета, иллюстрирующий «Записки сумасшедшего». Скромный чиновник Поприщин воображает себя испанским королем, отправляясь с этой своей уверенностью в сумасшедший дом. По замыслу автора либретто сцена должна была сопровождаться чтением фрагмента из повести Гоголя, что было призвано усилить общее впечатление.
Окончание балета было ознаменовано танцами переживших гоголевскую эпоху вокруг его памятника. Изюминкой балета было совместной творчество трех композиторов, сочинивших марш «Лебедь, рак и щука». Авторами его стали, помимо Шнитке, София Губайдуллина и Эдисон Денисов. Очень жаль, что этот хореографический шедевр так редко идет сегодня на сцене российских театров.