«Фауст»: роман один, а оперы целых три!
30 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Люди гибнут за металл», — эта фраза из куплетов Мефистофеля давно стала крылатой. А впервые куплеты прозвучали в опере Шарля Гуно «Фауст». Партия Мефистофеля — словно визитная карточка многих выдающихся певцов, в том числе и российских. И конечно Федора Ивановича Шаляпина, очень любившего эту роль. А литературной основой оперы Гуно послужила трагедия великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте, ставшая вершиной его творчества. Гёте, проживший на свете 82 года, большую часть своей жизни посвятил «Фаусту», приступив к созданию произведения в 1770-х годах. Первая часть трагедии увидела свет в 1808 году, а издание второй части произошло уже в 1832 году, после кончины автора, который работал над рукописью до последних дней. Неудивительно, что это сочинение Гёте оказало огромное влияние на мировую художественную культуру.
Но не только Шарль Гуно решил отразить в музыке обуревавшие его после прочтения «Фауста» чувства и впечатления. Крупнейшие композиторы мира уделили в своем творчестве место этой литературной теме. Рихард Вагнер написал увертюру «Фауст», Гектор Берлиоз сочинил так называемую «драматическую легенду» для солистов, хора и оркестра «Осуждение Фауста», а Роберт Шуман — ораторию «Сцены из „Фауста“ Гёте». Разнообразие музыкальных жанров поражает: Лили Буланже написала кантату «Фауст и Елена». Кантату сочинил и наш современник Альфред Шнитке, назвав ее «История доктора Иоганна Фауста». Свою оперу на сюжет «Фауста» Гёте создал Арриго Бойто, назвав ее «Мефистофель» (кстати, партию из этой оперы также любил исполнять Федор Шаляпин). А Людвиг Шпор сочинил оперу «Фауст». Наконец, Ферруччо Бузони также работал над этой темой, назвав оперу «Доктор Фауст», но так и окончив ее.
«Фауст» вот уже более двух столетий представлен и на балетной сцене, причем, под музыку самых разных композиторов — Адольфа Адана, Филиппа Кека, Сальваторе Тальони, Джакомо Паницца. А французский хореограф Морис Бежар поставил в 1975 году балет «Наш Фауст» на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Все перечисленные примеры позволяют нам сделать вывод о том, что трагедия «Фауст» была одной из самых популярных книг не только у композиторов прошлых веков. Ну, а нам остается лишь ожидать новых талантливых свершений на тему великого творения Гёте.