«Чапаев»: забытая опера Бориса Мокроусова по роману Фурманова

  • 30 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Кому из нас не знакомо имя Василия Ивановича Чапаева, превратившегося, благодаря народному фольклору, в фигуру поистине легендарную. Основой всенародной известности Чапаева стал роман Дмитрия Фурманова, написанный по горячим следам и впервые опубликованный в 1923 году. А через десять с небольшим лет по этой книге был снят черно-белый фильм «Чапаев», где главную роль замечательно сыграл Борис Бабочкин. Кинокартину эту частенько крутили по телевидению в советскую эпоху.
Особенно запомнились эпизоды с участием самого Василия Ивановича, где он поет свою любимую песню «Черный ворон» и объясняет, где во время боя должен находиться командир. Что и говорить, образ реального Чапаева давно уже в народном сознании слился с его актерским воплощением. Но мало кто сегодня вспомнит, что помимо романа и кинофильма, была и опера о Чапаеве. Автором ее являлся популярнейший советский композитор. Но кто же это? Дмитрий Шостакович? Нет! Быть может, Сергей Прокофьев? Нет, не он. Это Борис Андреевич Мокроусов, талантливый композитор, автор задушевных лирических песен — «Одинокая гармонь», «Когда весна придёт, не знаю» «Хороши весной в саду цветочки…» и многих других.
Но каким же образом композитора-песенника занесло в оперный жанр? К работе над оперой «Чапай» (а именно так называется это серьезное сочинение) нижегородский самородок Борис Мокроусов приступил в 1936 году после окончания Московской консерватории. Он не только проштудировал роман Фурманова, но и лично встретился с однополчанами Чапаева, в том числе с легендарной Анкой (которую в жизни звали по-другому). Премьера оперы (состоявшей из трех действий) состоялась в 1942 году в московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Музыковеды высоко оценили музыку оперы, в т. ч. искусно вплетенные в партитуру русские народные песни, любимые Чапаевым. Наибольший успех вызвала песня Петьки, ариозо Анки, дуэт Петьки и Анки, хор и пляска чапаевцев. А финал оперы (изображающий гибель Чапаева) ее автор называл симфонической поэмой. И особенно ценил. Следующей крупной постановкой оперы стал спектакль Чувашского музыкально-драматического театра, премьера на сцене которого прошла в 1962 году в присутствии самого автора, Бориса Мокроусова, удостоенного почетного звания Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Других званий у него не было. Но разве это так важно? Ведь песни Борис Мокроусов любят и поют до сих пор…

Последние выпуски программы

В ожидании «Блудного сына»: балет Прокофьева

«…Я начинаю думать, что это одно из удачнейших и своеобразнейших Ваших сочинений». Такова была высокая оценка, данная балету Сергея Прокофьева «Блудный сын» Николаем Мясковским. Уже название балета говорит нам о том особом месте, которое он занимает в творчестве композитора.

Беллини и его «Пуритане»

В январе 1835 года в Париже состоялась премьера трехактной оперы Винченцо Беллини «Пуритане». Автором либретто стал Карло Пеполи, в качестве литературной основы опиравшийся на французскую пьесу Жака-Франсуа Ансело и Жозефа-Ксавьера Сантина «Круглоголовые и кавалеры».

И зимой, и летом: «Времена года» Александра Глазунова

Приходилось ли Вам смотреть балет, героями которого являются времена года? Зима и Весна, Лето и Осень, а также всевозможные природные осадки? Именно такой балет на музыку Александра Глазунова и был показан в феврале 1900 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.