«Медный всадник»: от Пушкина до Глиэра

  • 29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Медный всадник» — так называют сегодня памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге не только жители северной столицы, но и гости этого прекрасного города. Памятник работы скульптора Этьена Фальконе был торжественно открыт в августе 1782 года. Примечательно, что скульптура сделана из бронзы, а не из меди. А название «Медный всадник» закрепилось за ней вскоре после публикации в 1837 году одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Произведение, написанное болдинской осенью 1833 года, по цензурным соображениям полностью не было напечатано при жизни автора. Сам император Николай I лично правил текст «Медного всадника». И в этом чувствуется определенная логика, ибо после исторической встречи царя и поэта в 1826 году в Москве, Николай Павлович провозгласил себя главным цензором Александра Сергеевича. Но от этого легче жизнь Пушкина не стала.
История мелкого чиновника Евгения, изложенная в стихотворной форме, вдохновила композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра на создание балета еще в конце 1930-х годов. Однако до воплощения замысла прошло десять лет. За эти годы либретто балета претерпело серьезные изменения. К героям спектакля помимо самого Евгения, его невесты Параши и ее матери, добавились Пётр I, его фаворит Меншиков, Шут, Коломбина, Арлекин, Уличная танцовщица, шарманщик, иностранные послы и прочие персонажи. Так, сюжетная канва поэмы «Медный всадник» расширилась за счет героев других пушкинских произведений — «Домик в Коломне», «Арап Петра Великого». Премьера балета Глиэра стала одним из центральных событий сто пятидесятилетнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина, торжественно отмечавшегося в 1949 году. «Историческим и философским» произведением назвал его хореограф спектакля Ростислав Захаров. Балет редко идет сегодня на сценах российских театров. А вот музыка из «Медного всадника» популярна и поныне. В частности, фрагмент «Гимн Великому городу», ставший гимном современного Санкт-Петербурга. Под эту музыку с Московского вокзала северной столицы отправляется железнодорожный экспресс «Красная стрела».

Последние выпуски программы

«Ангара»: балет Эшпая, а пьеса Арбузова

Весной 1976 года в советской прессе появились восторженные отклики на очередную премьеру в Большом театре. Речь в ней шла о новом балете, музыку к которому написал Андрей Эшпай. Назывался балет «Ангара».

Брызги «Бахчисарайского фонтана»: Асафьев сочиняет по-пушкински

Поэма «Бахчисарайский фонтан» увидела свет в 1824 году. А ровно через сто десять лет в сентябре 1934 года в Кировском (ныне Мариинском) театре состоялась премьера одноименного балета на музыку Бориса Асафьева.

«Макбет» — король шотландский, а опера советская!

Трагический сюжет о любви и верности, коварстве и предательстве, оказался вечен как мир. В нашей стране «Макбет» получил балетное воплощение благодаря композитору Кириллу Владимировичу Молчанову. В Большом театре премьера состоялась летом 1980 года.