«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

  • 29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» — такова была формулировка решения Нобелевского комитета о награждении советского писателя Михаила Александровича Шолохова, обнародованная 15 октября 1965 года. Строго говоря, шестидесятилетний писатель получил премию за роман, сочиненный почти тридцать лет назад. Запоздалое, но признание. Интересен такой факт — впервые о возможности присуждения Шолохову Нобелевской премии заговорили еще в конце 1930-х, в самой Швеции, где «Тихий Дон» назвали не иначе как советским аналогом романа «Война и мир» Льва Толстого. А всего, как подсчитали математики, Михаила Александровича выдвигали на премию тринадцать раз, последнее выдвижение оказалось счастливым. Чертова дюжина! В том удачном для советской литературы году, как стало известно из открытого спустя полвека архива Шведской академии, Шолохов стал одним из девяноста претендентов на мировую литературную корону. Среди номинантов — Фридрих Дюрренмат, Макс Фриш, Сомерсет Моэм, Владимир Набоков, Анна Ахматова, Константин Паустовский. А шорт-листе остались в том числе Ахматова, Шолохов, Оден, Борхес и ряд других писателей. Достойная компания!
А вот опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики. «Тихий Дон» Дзержинского поставили и в других театрах страны, в том числе и в Большом, где партию Григория Мелехова пел Никандр Ханаев, а роль Аксиньи исполнила Вера Давыдова. Мнения об опере были разные. Дмитрий Шостакович похвалил автора музыки, а Владимир Немирович-Данченко назвал оперу в «музыкальном отношении как вещь совершенно посредственную». Самое интересное, что когда опера была написана, то Шолохов еще не завершил свой роман. В итоге судьба Григория Мелехова в либретто и романе «Тихий Дон» серьезно отличались друг от друга. В 1950-е годы опера сошла со сцены. А Иван Дзержинский сел за новое произведение — в 1967 году он написал продолжение — новую оперу «Григорий Мелехов» в 3 действиях и 10 картинах. Сегодня опера «Тихий Дон» прочно забыта.

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».