«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» — такова была формулировка решения Нобелевского комитета о награждении советского писателя Михаила Александровича Шолохова, обнародованная 15 октября 1965 года. Строго говоря, шестидесятилетний писатель получил премию за роман, сочиненный почти тридцать лет назад. Запоздалое, но признание. Интересен такой факт — впервые о возможности присуждения Шолохову Нобелевской премии заговорили еще в конце 1930-х, в самой Швеции, где «Тихий Дон» назвали не иначе как советским аналогом романа «Война и мир» Льва Толстого. А всего, как подсчитали математики, Михаила Александровича выдвигали на премию тринадцать раз, последнее выдвижение оказалось счастливым. Чертова дюжина! В том удачном для советской литературы году, как стало известно из открытого спустя полвека архива Шведской академии, Шолохов стал одним из девяноста претендентов на мировую литературную корону. Среди номинантов — Фридрих Дюрренмат, Макс Фриш, Сомерсет Моэм, Владимир Набоков, Анна Ахматова, Константин Паустовский. А шорт-листе остались в том числе Ахматова, Шолохов, Оден, Борхес и ряд других писателей. Достойная компания!
«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского
А вот опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики. «Тихий Дон» Дзержинского поставили и в других театрах страны, в том числе и в Большом, где партию Григория Мелехова пел Никандр Ханаев, а роль Аксиньи исполнила Вера Давыдова. Мнения об опере были разные. Дмитрий Шостакович похвалил автора музыки, а Владимир Немирович-Данченко назвал оперу в «музыкальном отношении как вещь совершенно посредственную». Самое интересное, что когда опера была написана, то Шолохов еще не завершил свой роман. В итоге судьба Григория Мелехова в либретто и романе «Тихий Дон» серьезно отличались друг от друга. В 1950-е годы опера сошла со сцены. А Иван Дзержинский сел за новое произведение — в 1967 году он написал продолжение — новую оперу «Григорий Мелехов» в 3 действиях и 10 картинах. Сегодня опера «Тихий Дон» прочно забыта.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.