«Три толстяка» Юрия Олеши. А кто автор балета?
29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ни дня без строчки», — таково было жизненное кредо Юрия Карловича Олеши. А самым известным его произведением считается роман-сказка, написанный в 1924 году и являющийся его дебютом в большой литературе. И хотя Олеша за свою жизнь написал немало — киносценарии, пьесы, рассказы, но именно с «Тремя толстяками» связывают имя этого замечательного русского прозаика. Сказка эта известна далеко за пределами нашей страны, как и ее герои девочка Суок, мальчик Тутти, доктор Гаспар Арнери, оружейник Просперо, канатоходец Тибул, тётушка Ганимед и, конечно, продавец воздушных шаров, которому автор романа уготовил необычную и комическую роль. Публикация книги в 1928 году пришлась очень кстати — пафос революционной романтики был очень востребован советским читателем. Борьба бедняков за светлое будущее с захватившими власть Тремя толстяками вызывала огромное сочувствие и поддержку не только у детей, но и у взрослых, прочитавших книгу Юрия Олеши.
Неудивительно, что уже через несколько лет после первой публикации романа была предпринята попытка его хореографического воплощения на театральной сцене. Композитор Виктор Александрович Оранский написал балет «Три Толстяка», в котором была использована музыка, написанная ранее для одноименного спектакля в Московском художественном театре. Оранский писал музыку не только для театральных спектаклей, но и к кинофильмам. За постановку балета «Три Толстяка» взялся Игорь Моисеев, также написавший и либретто. Начиналось оно с первой картины, когда доктор Гаспар отправляется на прогулку для пополнения своей коллекции жуков. Он видит, как цирковой гимнаст Тибул клеит на стене листовку, призывающую к свержению власти Трех толстяков. В премьере, состоявшейся в 1935 году, принимали участие ведущие солисты театра. В частности, партию Суок танцевала Суламифь Мессерер, а продавца шаров — ее брат Асаф. В дальнейшем роль Суок исполняла и Ольга Лепешинская. Как писал Игорь Моисеев, «Мы стремились к тому, чтобы зритель, слушая музыку и видя танец, воспринимал их как единое целое». Спектакль «Три Толстяка» вошел в репертуар театра и демонстрировался в основном по субботам, в так называемые утренники.