Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»

  • 18 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Мог ли предполагать плодовитый итальянский прозаик Рафаэлло Джованьоли, какую славу принесет ему всего лишь один из его многочисленных романов, написанный еще в 1874 году? Речь идет о романе «Спартак», рассказывающем о гладиаторе, возглавившем восстание рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э., которое известно у нас сегодня как восстание Спартака. Историческая подоплека романа заинтересовала советского композитора Арама Ильича Хачатуряна, в 1950 году посетившего итальянскую столицу и окончательно решившегося на музыкальное воплощение этого захватывающего сюжета. Всего через несколько лет, в 1954 году, балет «Спартак» был готов, в 4 актах и 9 картинах. Премьера состоялась в 1956 году на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. Успех был несомненным: музыка Арама Хачатуряна полюбилась зрителю, как говорится, ушла в народ. А в Москве балет «Спартак» был поставлен в течение десяти лет трижды, что уже само по себе является редкостью в хореографическом искусстве. В 1958 году свой «Спартак» представил публике Игорь Моисеев. Под стать историческому масштабу балета была и продолжительность спектакля — четыре с лишним часа, из которых автор музыки Арам Хачатурян не позволил выкинуть ни минуты. Прямо скажем, это слишком много для балета, и более подходит для оперы. Тем не менее, овацию на премьере в марте 1958 года устроили бурную, и композитору, и артистам.
Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»
А в 1962 году новую версию балета показал Леонид Якобсон, именно этот «Спартак» был представлен на гастролях за океаном. Наконец, третий «Спартак» в 1968 году создал Юрий Григорович, задумавший переделать партитуру, вопреки героическому сопротивлению Хачатуряна. Автор музыки так мешал балетмейстеру, что тот время от времени задавался вопросом: «Нельзя ли как-нибудь освободиться от Арама Ильича?». Третья по счету московская постановка «Спартака» стала канонической, удостоившись Ленинской премии — высшей награды родины. Премию получили Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский, исполнители партии Спартака Владимир Васильев и Михаил Лавровский, а также Марис Лиепа за партию Красса. Арам Ильич Хачатурян получил свою Ленинскую премию за «Спартак» еще раньше, в 1959 году: дважды эта награда не вручалась.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.