И снова «Мертвые души»: Гоголь сжигает, а Шедрин «зажигает»…

  • 3 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: „чёрт побери всё!“ — его ли душе не любить её?». Так написал Николай Васильевич Гоголь в своем бессмертном творении — поэме «Мертвые души». Сто восемьдесят лет назад в Москве, в университетской типографии увидела свет эта книга — «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Таково было первоначальное название. Поэма воистину составляет золотой запас мировой литературы. Здесь что ни персонаж, что ни фамилия — каждая давно уже стала нарицательной: скупердяй Плюшкин, ленивый мечтатель Манилов, неуемный Ноздрев, похожий на медведя Собакевич и конечно хитрован Чичиков. Какая галерея сочных образов! А точнее сказать, кунсткамера или сосредоточение человеческих пороков. Гоголь, как гласит предание, рассчитывал растянуть похождения Чичикова на трехтомник, но руки дошли только до второго тома, да и то сожженного автором в одном из московских каминов.
А Родион Константинович Щедрин, к счастью, не пожелал сжигать написанную им партитуру одноименной оперы. Поразительно, что не смотря на интереснейшую драматургию гоголевской поэмы, у композиторов довольно долгое время не хватало духу взяться за музыкальное воплощение «Мертвых душ». Пока, наконец, Родион Щедрин не приступил к работе над оперой. Премьера ее состоялась в июне 1977 года в Большом театре. Режиссером-постановщиком выступил Борис Покровский, за дирижерский пульт встал Юрий Темирканов. Спектакль заслужил восторженные оценки публики и критиков, особенно отметивших Александра Ворошило в роли Чичикова и Владислава Пьявко в партии Ноздрева. Как рассказывал сам Пьявко, эту партию Щедрин написал специально для него. Действительно, трудно найти более подходящего певца на эту роль. В целом спектакль был отмечен как творческая удача композитора и успешная работа труппы Большого театра. Щедрину удалось отразить в своей опере главную мысль Гоголя: образ бесконечной дороги и есть глубинный символ России. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? … куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Последние выпуски программы

  • 5 декабря 2022

Назым Хикмет и Ариф Меликов: «Легенда о любви»

В марте 1961 года в Ленинграде в Кировском (ныне Мариинском) театре прошла премьера балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Литературной основой спектакля послужила драма «Ферхад и Ширин» Назыма Хикмета, представляющая собой авторское переложение древней персидской легенды о трогательной любви принцессы Ширин и художника Ферхада.

  • 4 декабря 2022

«Конек-горбунок»: успех Родиона Щедрина и слава Петра Ершова

Приходилось ли Вам когда-либо слышать о том, что сказку «Конек-горбунок», впервые опубликованную в 1834 году, написал не Петр Ершов, а Александр Пушкин? Это просто замечательно, что относительно балета «Конек-горбунок» никаких сомнений не существует: музыку к нему сочинил Родион Константинович Щедрин, по заказу Большого театра.

  • 28 ноября 2022

«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

Опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики.