Вергилий в музыке: «Троянцы» Берлиоза

  • 30 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха». Так писал о Евгении Онегине Александр Сергеевич Пушкин. Интересно, сегодня кто-нибудь кроме филологов может процитировать поэму «Энеида» римского поэта Вергилия? А ведь это эпическое сочинение, созданное между 29 и 19 годами до нашей эры, является величайшим памятником мировой художественной культуры. Поэма рассказывает о скитаниях мифологического героя Энея, который после падения древнего города-крепости Трои переселился в Италию со своими соплеменниками. Поэма Вергилия весьма пространна и состоит из двенадцати книг. Более того, автор не закончил ее. Поэма обрела заслуженную популярность, о чем свидетельствует большое число подражаний и пародии. На русский язык «Энеиду» впервые перевели в семнадцатом веке. И потому нам хорошо известны афоризмы из этой поэмы, например, такой: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
Не менее продолжительной является опера-дилогия французского композитора Гектора Берлиоза «Троянцы», литературным мотивом которой послужила «Энеида». Опера длится более пяти часов и состоит из двух частей: «Падение Трои» (в трех действиях) и «Троянцы в Карфагене» (в пяти действиях). Всего в музыкальном произведении десять картин. Композитор писал оперу два года, с 1856 по 1858 годы. А премьера прошла в Париже, в ноябре 1863 года. Правда, только одной части — «Троянцы в Карфагене». А другая часть оперы — «Падение Трои» — была показана публике в декабре 1879 года, когда композитора уже как десять лет не было в живых. А целиком это монументальное сочинение представили лишь в 1890 году, что говорит об очевидных сложностях постановки оперы Берлиоза. Это все равно, что прочитать «Энеиду» в оригинале. И дело здесь не только в продолжительности оперы. Написать «Троянцев» оказалось проще, чем поставить их. Лишь немногим театрам за всю последующую историю постановок удавалось сделать это. В том числе в Ковент-Гарден, Штаатсопер и Ла Скала, премьеры в которых прошли уже во второй половине двадцатого века. В нашей стране одна из недавних премьер «Троянцев» была представлена в 2009 году в Мариинском театре.

Последние выпуски программы

  • 5 декабря 2022

Назым Хикмет и Ариф Меликов: «Легенда о любви»

В марте 1961 года в Ленинграде в Кировском (ныне Мариинском) театре прошла премьера балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Литературной основой спектакля послужила драма «Ферхад и Ширин» Назыма Хикмета, представляющая собой авторское переложение древней персидской легенды о трогательной любви принцессы Ширин и художника Ферхада.

  • 4 декабря 2022

«Конек-горбунок»: успех Родиона Щедрина и слава Петра Ершова

Приходилось ли Вам когда-либо слышать о том, что сказку «Конек-горбунок», впервые опубликованную в 1834 году, написал не Петр Ершов, а Александр Пушкин? Это просто замечательно, что относительно балета «Конек-горбунок» никаких сомнений не существует: музыку к нему сочинил Родион Константинович Щедрин, по заказу Большого театра.

  • 28 ноября 2022

«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

Опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики.