Стравинский и Перголези: балет «Пульчинелла»

  • 27 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В мае 1920 года в Париже, в Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Пульчинелла». Хотя сам Игорь Федорович не обиделся бы, если к его фамилии была бы добавлена фамилия еще одного автора — итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези, который жил в первой трети 18 века. Стравинский творчески переосмыслил музыку Перголези, соединив воедино фрагменты из различных произведений своего итальянского коллеги. И это оказалось весьма кстати, ибо литературным мотивом балета послужила итальянская комедия масок — театрализованное представление площадной труппы на основе импровизации и с традиционными персонажами. Такие театры были популярны в ту самую пору, когда Перголези жил и писал музыку. Собственно говоря, комедия масок так и называется, потому что все актеры выходили играть свои роли в кожаных масках. Всего в комедии масок более ста персонажей.
В балете Стравинского на сцену выходили довольно известные персонажи комедии масок — обаятельный и остроумный молодой человек Пульчинелла, его ревнивая подруга Пимпинелла, а также девушки, влюбленные в Пульчинеллу — Пруденца и Россетта. А еще их кавалеры — Кавиелло и Флориндо. Действие этой комедии масок разворачивалось в Неаполе. Либретто балета отвечало традиционному сценарию комедии масок с розыгрышами, весельем, любовной интригой. А финал устраивал всех. Авторами либретто балета «Пульчинелла», помимо Стравинского, выступили Сергей Дягилев, организатор «Русских сезонов» в Париже, балетмейстер Леонид Мясин, он же режиссер-постановщик спектакля, и художник Пабло Пикассо, автор сценографии балета. На премьере главную партию — Пульчинеллу — танцевал Леонид Мясин.
В целом балет получил высокую оценку критиков и зрителей: «От нового балета Стравинского я был в упоении. Затея связать культ музыки Перголези с каким-то издевательством над нею же удалась Стравинскому в высшей мере… Выверт, гримаса, но и нечто, что можно уподобить гениальной музыкальной клоунаде. В соответствии с музыкой находилась и декорация Пикассо и его костюмы, напоминавшие наряды уличных акробатов; наконец, было что-то необычайно „угаданное“ в стиле хореографии Мясина. И как все это было станцевано», — так писал Александр Бенуа.

Последние выпуски программы

  • 5 декабря 2022

Назым Хикмет и Ариф Меликов: «Легенда о любви»

В марте 1961 года в Ленинграде в Кировском (ныне Мариинском) театре прошла премьера балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Литературной основой спектакля послужила драма «Ферхад и Ширин» Назыма Хикмета, представляющая собой авторское переложение древней персидской легенды о трогательной любви принцессы Ширин и художника Ферхада.

  • 4 декабря 2022

«Конек-горбунок»: успех Родиона Щедрина и слава Петра Ершова

Приходилось ли Вам когда-либо слышать о том, что сказку «Конек-горбунок», впервые опубликованную в 1834 году, написал не Петр Ершов, а Александр Пушкин? Это просто замечательно, что относительно балета «Конек-горбунок» никаких сомнений не существует: музыку к нему сочинил Родион Константинович Щедрин, по заказу Большого театра.

  • 28 ноября 2022

«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

Опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики.