«Орфей»: древнегреческий миф на оперной сцене

  • 6 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Легендарный герой древнегреческих мифов Орфей, певец и музыкант, как известно, ради воскрешения своей любимой Эвридики отважился спуститься в подземное царство мертвых. И все было бы хорошо, если бы на обратном пути Орфей не оглянулся, нарушив тем самым главное условие: он не должен смотреть на возлюбленную, пока не покинет подземный мир. В итоге он потерял Эвридику навсегда. История эта хоть и печальна, но стара как мир. Описывал ее и Вергилий, и Овидий, и многие поэты разных эпох и стран. Не уступают им и композиторы. Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика», Лист сочинил симфоническую поэму «Орфей». А Оффенбах — оперетту «Орфей в аду». Уделил этому литературному мотиву место в своем творчестве и Гайдн, написав оперу «Душа философа, или Орфей и Эвридика».
А одним из первых композиторов, воплотивший этот древнегреческий миф в музыке, стал Клаудио Монтеверди. В 1607 году в Мантуе состоялась премьера его оперы «Орфей». Монтеверди и самого можно назвать Орфеем: он не только сочинял, но и играл на музыкальных инструментах, пел. Это был на редкость одаренный и разносторонний человек. Неудивительно, что партитура оперы написана композитором для более чем сорока музыкальных инструментов, в их числе — клавесины, арфа, цитры, виолы, скрипки-пикколо, а также органы, тромбоны, корнеты, блокфлейты и трубы. А премьера оперы Монтеверди прошла в так называемом «Герцогском дворце», что служил резиденцией герцогов Гонзага, правителей Мантуи. Это грандиозное сооружение, состоящее из более чем полутысячи помещений, галерей, коридоров, внутренних двориков и садов, сохранилось до нашего времени в качестве музея. Ему более семисот лет! Оперу встретили тепло. Как писал один из очевидцев: «Оба: и поэт, и музыкант — изобразили склонности сердца настолько умело, что невозможно добиться большего успеха… Музыка, соблюдая должную уместность, служит поэзии настолько хорошо, что ничего более красивого не услышать нигде». Ну а нам, нынешним слушателям музыки Клаудио Монтеверди, остается лишь согласиться с той давней похвалой, ибо опера «Орфей», несмотря на свой солидный возраст, продолжает притягивать внимание не только режиссеров и певцов, но и зрителей.

Последние выпуски программы

  • 5 декабря 2022

Назым Хикмет и Ариф Меликов: «Легенда о любви»

В марте 1961 года в Ленинграде в Кировском (ныне Мариинском) театре прошла премьера балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Литературной основой спектакля послужила драма «Ферхад и Ширин» Назыма Хикмета, представляющая собой авторское переложение древней персидской легенды о трогательной любви принцессы Ширин и художника Ферхада.

  • 4 декабря 2022

«Конек-горбунок»: успех Родиона Щедрина и слава Петра Ершова

Приходилось ли Вам когда-либо слышать о том, что сказку «Конек-горбунок», впервые опубликованную в 1834 году, написал не Петр Ершов, а Александр Пушкин? Это просто замечательно, что относительно балета «Конек-горбунок» никаких сомнений не существует: музыку к нему сочинил Родион Константинович Щедрин, по заказу Большого театра.

  • 28 ноября 2022

«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

Опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики.