«Пиковая дама». От Пушкина до Чайковского

  • 12 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«По временам мне казалось, что я живу в 18 веке, и что дальше Моцарта ничего не было», — записал в своем дневнике Петр Ильич Чайковский в феврале 1890 года. Слова эти относятся к тому периоду в жизни композитора, когда он работал над новой оперой — «Пиковая дама», литературной основой к которой послужила одноименная повесть Александра Сергеевича Пушкина. К сочинению музыки Чайковский приступил во Флоренции, а премьера состоялась в России, в Мариинском театре в декабре 1890 года. Петр Ильич поначалу упорно отказывался воплотить «Пиковую даму» в оперном жанре, ссылаясь на отсутствие «должной сценичности» в сюжете повести. Впрочем, это был далеко не первый подобный случай в творчестве мнительного Чайковского. Наконец, уговоры дирекции Императорских театров достигли своей цели: «В один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать». Сочинение «Пиковой дамы» до такой степени захватило композитора, что и не прошло и года, как опера была готова.
«Пиковая дама». От Пушкина до Чайковского
Несмотря на то, что Чайковский очень любил эту повесть Пушкина, он изменил психологическую трактовку поведения некоторых персонажей, из которых особенно близок ему был Герман: «Он не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным. Пиковую даму я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!», — признавался Петр Ильич. В отличие от повести, действие оперы перенесено в екатерининский восемнадцатый век. Любопытно и то, что помимо, собственно пушкинских строк, в «Пиковой даме» можно услышать и цитирование других поэтов — Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Гаврилы Державина. Но не только поэтические вкрапления, а также и музыкальные украсили оперу. Речь идет о четвёртой картине, когда в вокальной партии Графини прослеживается мелодия романса Лоретты из оперы французского композитора Андре Гретри «Ричард Львиное сердце». Повесть Пушкина и опера Чайковского представляют собой самостоятельные произведения, но, согласитесь, что уже много лет кряду одно без другого довольно трудно представить.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.