«Три толстяка» Юрия Олеши. А кто автор балета?

29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ни дня без строчки», — таково было жизненное кредо Юрия Карловича Олеши. А самым известным его произведением считается роман-сказка, написанный в 1924 году и являющийся его дебютом в большой литературе. И хотя Олеша за свою жизнь написал немало — киносценарии, пьесы, рассказы, но именно с «Тремя толстяками» связывают имя этого замечательного русского прозаика. Сказка эта известна далеко за пределами нашей страны, как и ее герои девочка Суок, мальчик Тутти, доктор Гаспар Арнери, оружейник Просперо, канатоходец Тибул, тётушка Ганимед и, конечно, продавец воздушных шаров, которому автор романа уготовил необычную и комическую роль. Публикация книги в 1928 году пришлась очень кстати — пафос революционной романтики был очень востребован советским читателем. Борьба бедняков за светлое будущее с захватившими власть Тремя толстяками вызывала огромное сочувствие и поддержку не только у детей, но и у взрослых, прочитавших книгу Юрия Олеши.
«Три толстяка» Юрия Олеши. А кто автор балета?
Неудивительно, что уже через несколько лет после первой публикации романа была предпринята попытка его хореографического воплощения на театральной сцене. Композитор Виктор Александрович Оранский написал балет «Три Толстяка», в котором была использована музыка, написанная ранее для одноименного спектакля в Московском художественном театре. Оранский писал музыку не только для театральных спектаклей, но и к кинофильмам. За постановку балета «Три Толстяка» взялся Игорь Моисеев, также написавший и либретто. Начиналось оно с первой картины, когда доктор Гаспар отправляется на прогулку для пополнения своей коллекции жуков. Он видит, как цирковой гимнаст Тибул клеит на стене листовку, призывающую к свержению власти Трех толстяков. В премьере, состоявшейся в 1935 году, принимали участие ведущие солисты театра. В частности, партию Суок танцевала Суламифь Мессерер, а продавца шаров — ее брат Асаф. В дальнейшем роль Суок исполняла и Ольга Лепешинская. Как писал Игорь Моисеев, «Мы стремились к тому, чтобы зритель, слушая музыку и видя танец, воспринимал их как единое целое». Спектакль «Три Толстяка» вошел в репертуар театра и демонстрировался в основном по субботам, в так называемые утренники.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.