Стравинский и Перголези: балет «Пульчинелла»

  • 17 октября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В мае 1920 года в Париже, в Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Пульчинелла». Хотя сам Игорь Федорович не обиделся бы, если к его фамилии была бы добавлена фамилия еще одного автора — итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези, который жил в первой трети 18 века. Стравинский творчески переосмыслил музыку Перголези, соединив воедино фрагменты из различных произведений своего итальянского коллеги. И это оказалось весьма кстати, ибо литературным мотивом балета послужила итальянская комедия масок — театрализованное представление площадной труппы на основе импровизации и с традиционными персонажами. Такие театры были популярны в ту самую пору, когда Перголези жил и писал музыку. Собственно говоря, комедия масок так и называется, потому что все актеры выходили играть свои роли в кожаных масках. Всего в комедии масок более ста персонажей.
Стравинский и Перголези: балет «Пульчинелла»
В балете Стравинского на сцену выходили довольно известные персонажи комедии масок — обаятельный и остроумный молодой человек Пульчинелла, его ревнивая подруга Пимпинелла, а также девушки, влюбленные в Пульчинеллу — Пруденца и Россетта. А еще их кавалеры — Кавиелло и Флориндо. Действие этой комедии масок разворачивалось в Неаполе. Либретто балета отвечало традиционному сценарию комедии масок с розыгрышами, весельем, любовной интригой. А финал устраивал всех. Авторами либретто балета «Пульчинелла», помимо Стравинского, выступили Сергей Дягилев, организатор «Русских сезонов» в Париже, балетмейстер Леонид Мясин, он же режиссер-постановщик спектакля, и художник Пабло Пикассо, автор сценографии балета. На премьере главную партию — Пульчинеллу — танцевал Леонид Мясин.
В целом балет получил высокую оценку критиков и зрителей: «От нового балета Стравинского я был в упоении. Затея связать культ музыки Перголези с каким-то издевательством над нею же удалась Стравинскому в высшей мере… Выверт, гримаса, но и нечто, что можно уподобить гениальной музыкальной клоунаде. В соответствии с музыкой находилась и декорация Пикассо и его костюмы, напоминавшие наряды уличных акробатов; наконец, было что-то необычайно „угаданное“ в стиле хореографии Мясина. И как все это было станцевано», — так писал Александр Бенуа.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.