«Орфей»: древнегреческий миф на оперной сцене

15 января 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Легендарный герой древнегреческих мифов Орфей, певец и музыкант, как известно, ради воскрешения своей любимой Эвридики отважился спуститься в подземное царство мертвых. И все было бы хорошо, если бы на обратном пути Орфей не оглянулся, нарушив тем самым главное условие: он не должен смотреть на возлюбленную, пока не покинет подземный мир. В итоге он потерял Эвридику навсегда. История эта хоть и печальна, но стара как мир. Описывал ее и Вергилий, и Овидий, и многие поэты разных эпох и стран. Не уступают им и композиторы. Глюк написал оперу «Орфей и Эвридика», Лист сочинил симфоническую поэму «Орфей». А Оффенбах — оперетту «Орфей в аду». Уделил этому литературному мотиву место в своем творчестве и Гайдн, написав оперу «Душа философа, или Орфей и Эвридика».
«Орфей»: древнегреческий миф на оперной сцене
А одним из первых композиторов, воплотивший этот древнегреческий миф в музыке, стал Клаудио Монтеверди. В 1607 году в Мантуе состоялась премьера его оперы «Орфей». Монтеверди и самого можно назвать Орфеем: он не только сочинял, но и играл на музыкальных инструментах, пел. Это был на редкость одаренный и разносторонний человек. Неудивительно, что партитура оперы написана композитором для более чем сорока музыкальных инструментов, в их числе — клавесины, арфа, цитры, виолы, скрипки-пикколо, а также органы, тромбоны, корнеты, блокфлейты и трубы. А премьера оперы Монтеверди прошла в так называемом «Герцогском дворце», что служил резиденцией герцогов Гонзага, правителей Мантуи. Это грандиозное сооружение, состоящее из более чем полутысячи помещений, галерей, коридоров, внутренних двориков и садов, сохранилось до нашего времени в качестве музея. Ему более семисот лет! Оперу встретили тепло. Как писал один из очевидцев: «Оба: и поэт, и музыкант — изобразили склонности сердца настолько умело, что невозможно добиться большего успеха… Музыка, соблюдая должную уместность, служит поэзии настолько хорошо, что ничего более красивого не услышать нигде». Ну а нам, нынешним слушателям музыки Клаудио Монтеверди, остается лишь согласиться с той давней похвалой, ибо опера «Орфей», несмотря на свой солидный возраст, продолжает притягивать внимание не только режиссеров и певцов, но и зрителей.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.