«Леди Макбет Мценского уезда» или «Катерина Измайлова»? Лесков и Шостакович

  • 4 октября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1865 году в одном из литературных журналов увидела свет повесть Николая Семёновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» — под таким названием в конечном итоге и приобрело всемирную известность это интереснейшее произведение выдающегося русского писателя. А главная героиня повести Катерина Измайлова (наряду с Левшой) стала одним из самых знаковых лесковских персонажей. В то же время, вниманием композиторов эта «мрачная история о сильном и страстном женском характере» (как ее называл Лесков) не была избалована. Хотя в оперном и балетном искусстве есть и более трагические сюжеты.
«Леди Макбет Мценского уезда» или «Катерина Измайлова»? Лесков и Шостакович
Прошло почти 70 лет с момента написания повести (большой срок!), и лишь в 1934 году на сцене Малого ленинградского оперного театра состоялась премьера одноименной оперы Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На сцене предстали действующие лица — Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович Измайловы, приказчик Сергей и, конечно, «душегубица» Екатерина Измайлова. Композитор работал над партитурой два года. После премьеры опера с успехом шла на сценах не только Большого театра, но и в зарубежных театрах, в том числе Филадельфии, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, Лондоне. Постановка подавалась как образец современного советского музыкального искусства. Ничего не предвещало беды (как и в начале самой повести Лескова), пока в 1936 году не грянул гром — статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», где музыка оперы была названа как «умышленно сделанная „шиворот-навыворот“, — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью». Безапелляционной и грубой критике был подвергнут и Дмитрий Шостакович, обвиненный в «формализме и „пренебрежительном отношении к народному творчеству“. Оперу в СССР запретили, что стало огромным испытанием для автора.
Много лет композитор надеялся на возобновление постановки, работал над переделкой партитуры и либретто. Лишь в 1962 году уже под новым названием «Катерина Измайлова» состоялась премьера второй редакции оперы в Музыкальном Театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Затем последовали спектакли по всему миру, а в 1966 году был снят одноимённый фильм-опера с Галиной Вишневской в главной роли. Но здоровья Шостаковичу это не прибавило.

Последние выпуски программы

«Бориску на царство?»

Пушкин был гениальным чтецом, никто кроме него не читал так его произведения. Впрочем, окажись в числе слушателей Модест Мусоргский, он бы рассказал об этом по-другому, как композитор, увидевший в поэме «Борис Годунов» прекрасный литературный мотив для будущей оперы.

«Герой нашего времени». Балет по мотивам романа

Спустя столетие со дня гибели великого русского поэта Михаила Лермонтова в Кировском театре был поставлен балет «Бела» на музыку Владимира Дешевова. Либретто написал преподаватель Ленинградского хореографического училища Борис Гловацкий.

«Капитанская дочка». Роман Пушкина и опера Кюи

«Береги платье снову, а честь смолоду». Так гласит эпиграф к роману Пушкина «Капитанская дочка», увидевший свет в 1836 году. Тремя годами ранее Александр Сергеевич совершил творческое путешествие в Поволжье и на Урал для сбора исторического материала, который помог ему реализовать свои планы по созданию нового романа.