Альфред Шнитке по мотивам Николая Гоголя. Неизвестный балет

  • 29 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
К творчеству Николая Васильевича Гоголя обращались многие композиторы. Но вот что интересно: в основном его произведения представлены на театральной сцене в оперном воплощении. Лишь немногие композиторы решались вывести гоголевских героев в балетных спектаклях. Одним из них оказался Альфред Шнитке, создавший хореографическую фантазию «Эскизы». А помог ему в этом дирижер Геннадий Рождественский, осуществивший оркестровую редакцию. Премьера одноактного балета состоялась 18 января 1985 года в московском Большом театре. Основой произведения послужила музыка Альфреда Шнитке, написанная к спектаклю «Ревизская сказка», поставленному Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1978 году. Как и в том давнем спектакле, одним из героев балета был заявлен Гоголь, а также его персонажи. В одиннадцати эпизодах балета последовательно выходили на сцену герои самых известных произведений великого русского писателя — «Петербургские повести», «Ревизор», «Мертвые души». Мы видим Хлестакова и городничего, Чичикова и Ноздрева, майора Ковалева и его знаменитый нос, Акакия Акакиевича Башмачкина с его шинелью.
Каждый из эпизодов балета напоминал маленький спектакль. Например, в четвертом эпизоде — «Страшный сон Чичикова» — главный герой, незабвенный Павел Иванович видел во сне мертвых душ, преследующих его вместе с Ноздревым, заставляющим играть в шашки. Но наиболее сильное впечатление производил на зрителей седьмой эпизод балета, иллюстрирующий «Записки сумасшедшего». Скромный чиновник Поприщин воображает себя испанским королем, отправляясь с этой своей уверенностью в сумасшедший дом. По замыслу автора либретто сцена должна была сопровождаться чтением фрагмента из повести Гоголя, что было призвано усилить общее впечатление.
Окончание балета было ознаменовано танцами переживших гоголевскую эпоху вокруг его памятника. Изюминкой балета было совместной творчество трех композиторов, сочинивших марш «Лебедь, рак и щука». Авторами его стали, помимо Шнитке, София Губайдуллина и Эдисон Денисов. Очень жаль, что этот хореографический шедевр так редко идет сегодня на сцене российских театров.

Последние выпуски программы

  • 2 октября 2022

Ее полюбили Массне и Россини: вечная «Золушка»

Сколько авторов у сказки про Золушку? По крайней мере трое — братья Гримм и Шарль Перро. А одноименных опер с таким названием написано более пяти, и две из них пользуются у зрительской аудитории большим успехом. Это оперы итальянца Джоаккино Россини и француза Жюля Массне.

  • 3 октября 2022

Как «Алые Паруса» Александра Грина превратились в балет

«Алые паруса» — название этой романтической повести Александра Грина о бескорыстной любви и преданной дружбе давно уже стало символом веры в чудо, которое непременно сбывается. А первый балет «Алые паруса» был представлен зрителям в декабре 1942 года в Куйбышеве, где в эти суровые дни находился в эвакуации Большой театр.

  • 4 октября 2022

«Леди Макбет Мценского уезда» или «Катерина Измайлова»? Лесков и Шостакович

В 1865 году в одном из литературных журналов увидела свет повесть Николая Константиновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Прошло почти 70 лет с момента написания повести, и лишь в 1934 году на сцене Малого ленинградского оперного театра состоялась премьера одноименной оперы Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.