«Фауст»: роман один, а оперы целых три!

  • 30 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Люди гибнут за металл», — эта фраза из куплетов Мефистофеля давно стала крылатой. А впервые куплеты прозвучали в опере Шарля Гуно «Фауст». Партия Мефистофеля — словно визитная карточка многих выдающихся певцов, в том числе и российских. И конечно Федора Ивановича Шаляпина, очень любившего эту роль. А литературной основой оперы Гуно послужила трагедия великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте, ставшая вершиной его творчества. Гёте, проживший на свете 82 года, большую часть своей жизни посвятил «Фаусту», приступив к созданию произведения в 1770-х годах. Первая часть трагедии увидела свет в 1808 году, а издание второй части произошло уже в 1832 году, после кончины автора, который работал над рукописью до последних дней. Неудивительно, что это сочинение Гёте оказало огромное влияние на мировую художественную культуру.
«Фауст»: роман один, а оперы целых три!
Но не только Шарль Гуно решил отразить в музыке обуревавшие его после прочтения «Фауста» чувства и впечатления. Крупнейшие композиторы мира уделили в своем творчестве место этой литературной теме. Рихард Вагнер написал увертюру «Фауст», Гектор Берлиоз сочинил так называемую «драматическую легенду» для солистов, хора и оркестра «Осуждение Фауста», а Роберт Шуман — ораторию «Сцены из „Фауста“ Гёте». Разнообразие музыкальных жанров поражает: Лили Буланже написала кантату «Фауст и Елена». Кантату сочинил и наш современник Альфред Шнитке, назвав ее «История доктора Иоганна Фауста». Свою оперу на сюжет «Фауста» Гёте создал Арриго Бойто, назвав ее «Мефистофель» (кстати, партию из этой оперы также любил исполнять Федор Шаляпин). А Людвиг Шпор сочинил оперу «Фауст». Наконец, Ферруччо Бузони также работал над этой темой, назвав оперу «Доктор Фауст», но так и окончив ее.
«Фауст» вот уже более двух столетий представлен и на балетной сцене, причем, под музыку самых разных композиторов — Адольфа Адана, Филиппа Кека, Сальваторе Тальони, Джакомо Паницца. А французский хореограф Морис Бежар поставил в 1975 году балет «Наш Фауст» на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Все перечисленные примеры позволяют нам сделать вывод о том, что трагедия «Фауст» была одной из самых популярных книг не только у композиторов прошлых веков. Ну, а нам остается лишь ожидать новых талантливых свершений на тему великого творения Гёте.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.