«Фауст»: роман один, а оперы целых три!

  • 28 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Люди гибнут за металл», — эта фраза из куплетов Мефистофеля давно стала крылатой. А впервые куплеты прозвучали в опере Шарля Гуно «Фауст». Партия Мефистофеля — словно визитная карточка многих выдающихся певцов, в том числе и российских. И конечно Федора Ивановича Шаляпина, очень любившего эту роль. А литературной основой оперы Гуно послужила трагедия великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте, ставшая вершиной его творчества. Гёте, проживший на свете 82 года, большую часть своей жизни посвятил «Фаусту», приступив к созданию произведения в 1770-х годах. Первая часть трагедии увидела свет в 1808 году, а издание второй части произошло уже в 1832 году, после кончины автора, который работал над рукописью до последних дней. Неудивительно, что это сочинение Гёте оказало огромное влияние на мировую художественную культуру.
Но не только Шарль Гуно решил отразить в музыке обуревавшие его после прочтения «Фауста» чувства и впечатления. Крупнейшие композиторы мира уделили в своем творчестве место этой литературной теме. Рихард Вагнер написал увертюру «Фауст», Гектор Берлиоз сочинил так называемую «драматическую легенду» для солистов, хора и оркестра «Осуждение Фауста», а Роберт Шуман — ораторию «Сцены из „Фауста“ Гёте». Разнообразие музыкальных жанров поражает: Лили Буланже написала кантату «Фауст и Елена». Кантату сочинил и наш современник Альфред Шнитке, назвав ее «История доктора Иоганна Фауста». Свою оперу на сюжет «Фауста» Гёте создал Арриго Бойто, назвав ее «Мефистофель» (кстати, партию из этой оперы также любил исполнять Федор Шаляпин). А Людвиг Шпор сочинил оперу «Фауст». Наконец, Ферруччо Бузони также работал над этой темой, назвав оперу «Доктор Фауст», но так и окончив ее.
«Фауст» вот уже более двух столетий представлен и на балетной сцене, причем, под музыку самых разных композиторов — Адольфа Адана, Филиппа Кека, Сальваторе Тальони, Джакомо Паницца. А французский хореограф Морис Бежар поставил в 1975 году балет «Наш Фауст» на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Все перечисленные примеры позволяют нам сделать вывод о том, что трагедия «Фауст» была одной из самых популярных книг не только у композиторов прошлых веков. Ну, а нам остается лишь ожидать новых талантливых свершений на тему великого творения Гёте.

Последние выпуски программы

  • 2 октября 2022

Ее полюбили Массне и Россини: вечная «Золушка»

Сколько авторов у сказки про Золушку? По крайней мере трое — братья Гримм и Шарль Перро. А одноименных опер с таким названием написано более пяти, и две из них пользуются у зрительской аудитории большим успехом. Это оперы итальянца Джоаккино Россини и француза Жюля Массне.

  • 3 октября 2022

Как «Алые Паруса» Александра Грина превратились в балет

«Алые паруса» — название этой романтической повести Александра Грина о бескорыстной любви и преданной дружбе давно уже стало символом веры в чудо, которое непременно сбывается. А первый балет «Алые паруса» был представлен зрителям в декабре 1942 года в Куйбышеве, где в эти суровые дни находился в эвакуации Большой театр.

  • 4 октября 2022

«Леди Макбет Мценского уезда» или «Катерина Измайлова»? Лесков и Шостакович

В 1865 году в одном из литературных журналов увидела свет повесть Николая Константиновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Прошло почти 70 лет с момента написания повести, и лишь в 1934 году на сцене Малого ленинградского оперного театра состоялась премьера одноименной оперы Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.