Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»

  • 11 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мог ли предполагать плодовитый итальянский прозаик Рафаэлло Джованьоли, какую славу принесет ему всего лишь один из его многочисленных романов, написанный еще в 1874 году? Речь идет о романе «Спартак», рассказывающем о гладиаторе, возглавившем восстание рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э., которое известно у нас сегодня как восстание Спартака. Историческая подоплека романа заинтересовала советского композитора Арама Ильича Хачатуряна, в 1950 году посетившего итальянскую столицу и окончательно решившегося на музыкальное воплощение этого захватывающего сюжета. Всего через несколько лет, в 1954 году, балет «Спартак» был готов, в 4 актах и 9 картинах. Премьера состоялась в 1956 году на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. Успех был несомненным: музыка Арама Хачатуряна полюбилась зрителю, как говорится, ушла в народ. А в Москве балет «Спартак» был поставлен в течение десяти лет трижды, что уже само по себе является редкостью в хореографическом искусстве. В 1958 году свой «Спартак» представил публике Игорь Моисеев. Под стать историческому масштабу балета была и продолжительность спектакля — четыре с лишним часа, из которых автор музыки Арам Хачатурян не позволил выкинуть ни минуты. Прямо скажем, это слишком много для балета, и более подходит для оперы. Тем не менее, овацию на премьере в марте 1958 года устроили бурную, и композитору, и артистам.
Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»
А в 1962 году новую версию балета показал Леонид Якобсон, именно этот «Спартак» был представлен на гастролях за океаном. Наконец, третий «Спартак» в 1968 году создал Юрий Григорович, задумавший переделать партитуру, вопреки героическому сопротивлению Хачатуряна. Автор музыки так мешал балетмейстеру, что тот время от времени задавался вопросом: «Нельзя ли как-нибудь освободиться от Арама Ильича?». Третья по счету московская постановка «Спартака» стала канонической, удостоившись Ленинской премии — высшей награды родины. Премию получили Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский, исполнители партии Спартака Владимир Васильев и Михаил Лавровский, а также Марис Лиепа за партию Красса. Арам Ильич Хачатурян получил свою Ленинскую премию за «Спартак» еще раньше, в 1959 году: дважды эта награда не вручалась.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.