Грибной царь Владимир Солоухин
16 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любили природу русские писатели — в том числе и в виде охотничьих трофеев и рыбного улова. А Владимир Алексеевич Солоухин обожал собирать грибы. Уроженец Владимирской губернии, десятый ребенок в семье, Солоухин пристрастился к третьей охоте с малолетства. Именно так в будущем он и назовет свою книгу — «Третья охота», возведя, как иногда кажется, такое легкое на первый взгляд занятие в ранг серьезного, увлекательного дела. Браться за которое следует внимательно и аккуратно. Собирать грибы надо уметь, так считал Владимир Солоухин, хорошо запомнивший на всю оставшуюся жизнь, как много было грибов на Владимирщине — их возами возили. А первым грибом писателя стал масленок, — маленький « с круто заостренной шляпкой, покрытой темно-коричневой, красноватой, даже маслянистой кожицей. Ножка на масленке толстая, крепкая и короткая». Что и говорить — сегодня маслята чаще всего попадаются в магазинах, а не в лесу. Большая редкость.
Есть среди грибников такие, что любят лишь собрать, оставляя разборку и чистку грибов другим членам семьи, не желая пачкать руки. Ведь после этого пальцы нередко становятся черными. Владимир Солоухин относился к разборке грибов с не меньшим удовольствием, чем к их сбору. А на третью охоту предпочитал он ходить рано по утру: «Для меня, — признавался он, — дороже всего войти в лес, когда в лесу еще сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждет твой первый гриб, как будто он нарочно вышел поближе к опушке, чтобы первым попасться на глаза и обрадовать». И в этом особая прелесть для грибника. «Кто рано встает — тому Бог дает», — гласит народная мудрость, полностью оправдывая правила удачной грибной охоты.
А ведь и то правда: разве приятно отправившись за грибами спозаранку, наткнуться лишь на грибные ножки, отрезанные кем-то из грибников, уже до тебя прошедших здесь. Ну какое же здесь грибное настроение! Много грибов за свою жизнь насобирал Владимир Солоухин — в его глубокой корзине умещалось чуть ли все грибное царство: боровик, подберезовик, рыжик, сыроежка, козленок, валуй, волнушка, подосиновик и даже мокруха еловая с чесночником, которые по началу казались писателю несъедобными. Однажды, придя после третьей охоты домой, Владимир Алексеевич достал сковородку и пожарил эти грибы на постном масле. Оказалось, что именно в сочетании с чесночником мокруха еловая дает удивительный ароматный вкус. Поев грибков, писатель сел за очередную книгу.