Виктор Гюго — художник на кофейной гуще

  • 15 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Если бы французский писатель Виктор Гюго не написал свои великие романы «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Отверженные», «Человек, который смеётся», то наверняка стал бы выдающимся художником, что признавали его друзья-живописцы. Один из которых, признанный мэтр Эжен Делакруа признался писателю: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности». Чем Виктор Гюго только не рисовал — карандашом, тушью, акварелью, гуашью, угольками и сажей из камина, сигарным пеплом и даже кофейной гущей. Последнее обстоятельство дало повод ряду специалистов назвать некоторые работы писателя «кофейными», из-за того коричневого тона, который он придавал бумаге с помощью кофейной гущи.
Под стать применяемым разнообразным материалам были и объекты, привлекавшие внимание Виктора Гюго. Писал он левой рукой. Ему нравилось создавать живописные образы бушующей морской стихии, гибнущих в пучине вод кораблей, жутких чудовищ, заброшенных замков, старинных развалин и унылых пейзажей. Гюго интересовало то, что он не мог объяснить словами — всё таинственное, непонятное, загадочное. Впрочем, нимало фантасмагории можно найти и в книгах Гюго.
Виктор Гюго — художник на кофейной гуще
В своих живописных экспериментах Виктор Гюго порою шел впереди времени, не считаясь с существовавшими в его эпоху художественными постулатами. Ряд его работ до сих пор не удалось разгадать: столько в них абстракции. Неудивительно, что вскоре после ухода писателя из жизни внимание к его изобразительному творчеству несколько поугасло. А через много лет живопись Виктора Гюго оказалась заново открыта сюрреалистами и, прежде всего, Сальвадором Дали, высоко оценившим художественное наследие французского писателя. А столетие со дня его смерти в 1985 году ознаменовалось выставками по всему миру. Человечество увидело другого Виктора Гюго, не только великолепного писателя, но и замечательного художника. Что сразу повлияло и на интерес коллекционеров, готовых выложить за его картины сотни тысяч долларов. Современные искусствоведы и биографы Виктора Гюго признают его высокий профессионализм, называя писателя «романтиком и в живописи, в литературе». А работы Виктора Гюго соотносят с творениями Франсиско Гойи и Уильяма Тернера. Всего писателем было создано более четырех тысяч рисунков и полотен, которые можно увидеть не только в его парижском музее, но и в Лувре. Много их и в частных коллекциях.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.