Если бы французский писатель Виктор Гюго не написал свои великие романы «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Отверженные», «Человек, который смеётся», то наверняка стал бы выдающимся художником, что признавали его друзья-живописцы. Один из которых, признанный мэтр Эжен Делакруа признался писателю: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности». Чем Виктор Гюго только не рисовал — карандашом, тушью, акварелью, гуашью, угольками и сажей из камина, сигарным пеплом и даже кофейной гущей. Последнее обстоятельство дало повод ряду специалистов назвать некоторые работы писателя «кофейными», из-за того коричневого тона, который он придавал бумаге с помощью кофейной гущи.
Под стать применяемым разнообразным материалам были и объекты, привлекавшие внимание Виктора Гюго. Писал он левой рукой. Ему нравилось создавать живописные образы бушующей морской стихии, гибнущих в пучине вод кораблей, жутких чудовищ, заброшенных замков, старинных развалин и унылых пейзажей. Гюго интересовало то, что он не мог объяснить словами — всё таинственное, непонятное, загадочное. Впрочем, нимало фантасмагории можно найти и в книгах Гюго.
В своих живописных экспериментах Виктор Гюго порою шел впереди времени, не считаясь с существовавшими в его эпоху художественными постулатами. Ряд его работ до сих пор не удалось разгадать: столько в них абстракции. Неудивительно, что вскоре после ухода писателя из жизни внимание к его изобразительному творчеству несколько поугасло. А через много лет живопись Виктора Гюго оказалась заново открыта сюрреалистами и, прежде всего, Сальвадором Дали, высоко оценившим художественное наследие французского писателя. А столетие со дня его смерти в 1985 году ознаменовалось выставками по всему миру. Человечество увидело другого Виктора Гюго, не только великолепного писателя, но и замечательного художника. Что сразу повлияло и на интерес коллекционеров, готовых выложить за его картины сотни тысяч долларов. Современные искусствоведы и биографы Виктора Гюго признают его высокий профессионализм, называя писателя «романтиком и в живописи, в литературе». А работы Виктора Гюго соотносят с творениями Франсиско Гойи и Уильяма Тернера. Всего писателем было создано более четырех тысяч рисунков и полотен, которые можно увидеть не только в его парижском музее, но и в Лувре. Много их и в частных коллекциях.