Александр Островский и резьба по дереву

  • 14 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского не зря называют «Колумбом Замоскворечья». Главными героями своих многих своих пьес он сделал тех людей, что и населяли этот древний район Москвы в девятнадцатом веке. Купцы, чиновники, помещики благодаря богатой фантазии драматурга в качестве персонажей вышли на сцену российских театров. И вот уже более ста семидесяти лет пьесы Островского занимают лидирующее положение в театральном репертуаре. Любят их и актеры, и зрители.
А сам драматург, помимо собственно творчества, очень любил уделять время необычному для него занятию — резьбе по дереву. И достиг в этом ремесле завидного мастерства. В своем доме в любимом Щелыкове Александр Николаевич нередко работал не только за письменным столом, но и за токарным станком, выпиливая различные безделушки, например, рамки для фотографий. Был здесь и стол с тисками для выпиливания.
Мастерил драматург не только для себя, но и для друзей и знакомых. А самым большим предметом, к которому приложил руку Островский, можно считать его письменный стол, сделанный из сосны, под красное дерево. Семейное предание гласит, что стол этот помог сделать Островскому тот самый мастер, что научил его и резьбе по дереву, — столяр из соседнего села Иван Викторович Соболев. Стол основательный, солидный, опираясь на две большие тумбы, скрывает в себе удобные ящики и полки, хранившие бесценные рукописи пьес Александра Николаевича. Даже трудно поверить, что Островский находил время и для столярных работ. Ведь писал он очень много, был на редкость трудолюбив. Из-под пера драматурга вышли не только пьесы, но и либретто, переводы, статьи и заметки о театре. За этим столом Александр Николаевич создал почти два десятка пьес, в т. ч. «Поздняя любовь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Лес», «Таланты и поклонники», и другие. «Я думал в деревне отдохнуть, а делаю дела больше, чем в Москве», — писал Александр Николаевич супруге летом 1867 года. А стол Островского, восстановленный бережными руками реставраторов, ныне занимает свое положенное место в музее драматурга в Щелыкове.

Последние выпуски программы

  • 28 ноября 2022

«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

Опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики.

  • 26 ноября 2022

«Много шума из ничего»: Хренников замахивается на Шекспира

В 1600 году в Лондоне увидела свет новая комедия Вильяма Шекспира «Много шума из ничего». А в 1976 году, спустя триста семьдесят шесть лет, в Москве в Большом театре впервые был представлен зрителям балет «Любовью за любовь» на музыку Тихона Николаевича Хренникова.

  • 22 ноября 2022

«Дон Кихот» на сцене и книжной полке

Лучшей книгой всех времён и народов по праву считается роман испанского писателя Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»». А балет Людвига Минкуса называется более кратко — «Дон Кихот».