Филателист Антон Чехов
12 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ты у меня умница. Пиши только подлиннее, чтобы на конверте было две марки», — из письма Антона Павловича Чехова своей супруге Ольге Леонардовне Книппер 15 сентября 1900 года. Да, великий русский писатель очень любил читать письма, особенно те, на конверте которых были наклеены красивые марки. Впрочем, Антон Павлович собирал все марки подряд. В его коллекции марок есть почтовые миниатюры из многих стран мира, в том числе и тех, где побывал сам писатель. Чехов посылал письма из-за границы своим родным и знакомым и просил — ни в коем случае не выбрасывать конверты, чтобы затем, приехав, отклеить с них марки или просто вырезать. «Марки не бросай, а оставляй для меня», — писал Антон Павлович своей сестре Марии Павловне. География филателистической коллекции Чехова огромна — здесь марки из Америки и Франции, Японии и Англии, Австрии и Германии, Швейцарии и Финляндии, Венгрии и Греции, Бельгии и Швеции.
Коробки с марками пересылали Чехову и его знакомые. А в письме Ивану Бунину от 4 мая 1902 года Чехов извиняется: «Милый Иван Алексеевич, простите, голубчик, нечаянно распечатал письмо на Ваше имя, полагая, что оно адресовано мне. Простите! Не моя вина. Я виноват только в том, что отклеил марки». Надо полагать, что Бунин на Чехова не обиделся — он ведь в отличие от Антона Павловича марки не коллекционировал!
Чехов собирал марки в специальную вазу рядом со своим письменным столом, а затем, складывал их в пачки и перевязывал нитками — в таком виде они и сохранились до наших дней в немалом количестве. И это неудивительно, ибо в архиве писателя после его кончины насчитали около 10 000 полученных им писем, хранившихся в строгом порядке. Поэтому и марок собралось в его коллекции превеликое множество.
К своему хобби Антон Павлович относился с известной долей юмора, недаром в его записных книжках осталась фраза «Молодой человек собрал миллион марок, лег на них и застрелился». Коллекция почтовых марок, собранных Чеховым, хранится ныне в доме- музее писателя в Ялте.