Николай Гоголь: сначала литература, а затем кулинария

  • 11 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Третьего числа, часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь, вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны…», — так вспоминал Сергей Аксаков. О любви Николая Васильевича Гоголя к итальянским макаронам в России ходили легенды — дескать, после возвращения с Аппенинского полуострова он кроме них есть ничего не может. Так полюбил Италию — как вторую родину! А Рим ему, якобы, милее Петербурга и Москвы.
А Николай Васильевич просто хотел научить своих русских друзей и знакомых варить макароны так, как предпочитают итальянцы –«аль денте». И потому в тот день, проведенный у Аксаковых, Гоголь велел повару подать макароны немного недоваренными. И затем сам принялся готовить: «Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать».
Очевидцы были удивлены: великий писатель на их глазах перевоплотился в повара, да еще какого! Ведь итальянские кулинары еще и большие артисты, процесс приготовления блюд у них сродни концертному номеру, который можно показывать со сцены. Нельзя сказать, что участники того обеда по достоинству оценили приготовленные Николаем Васильевичем макароны: кому-то они показались жестковатыми, кому-то слишком острыми. В восторге был лишь один Гоголь — он вновь будто на полчаса оказался в любимой Италии.
У кого бы из друзей ни гостил писатель, всех он пытался пристрастить к макаронам. И почти всегда готовил их сам, никому не доверяя. Вот и сын историка Михаила Погодина запомнил, как Гоголь, бывало, требует себе большую миску и, с искусством истинного гастронома, начинает «перебирать по макаронке». А затем «опустит в дымящуюся миску сливочного масла, тертого сыру, перетрясет все вместе и, открыв крышку, с какой-то особенно веселой улыбкой, обведя глазами всех сидящих за столом, воскликнет: „Ну, теперь ратуйте, люди“. Что можно перевести сегодня не иначе как „Давайте помогайте есть макароны!“. А еще великий русский писатель любил вязать на спицах. Но это уже другая история.

Последние выпуски программы

  • 28 ноября 2022

«Тихий Дон»: Роман Шолохова, а опера Дзержинского

Опера «Тихий Дон» не удостоилась даже Сталинской премии. Сочинил ее в 1935 году композитор Иван Иванович Дзержинский, а либретто написал его брат Леонид. Премьера оперы в Малом оперном театре Ленинграда прошла с большой помпой — ее оценили как несомненный успех новой советской музыкальной классики.

  • 26 ноября 2022

«Много шума из ничего»: Хренников замахивается на Шекспира

В 1600 году в Лондоне увидела свет новая комедия Вильяма Шекспира «Много шума из ничего». А в 1976 году, спустя триста семьдесят шесть лет, в Москве в Большом театре впервые был представлен зрителям балет «Любовью за любовь» на музыку Тихона Николаевича Хренникова.

  • 22 ноября 2022

«Дон Кихот» на сцене и книжной полке

Лучшей книгой всех времён и народов по праву считается роман испанского писателя Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»». А балет Людвига Минкуса называется более кратко — «Дон Кихот».