Иван Крылов: люблю смотреть на пожары!

9 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Баснописец Иван Андреевич Крылов имел необычное хобби — он люби смотреть на пожары. Бывало, среди ночи поднимался с постели, мчался в другой конец Петербурга, дабы не пропустить захватывающего зрелища. А ведь он бы не так легок на подъем., но охота — пуще неволи. Исследователи трактуют эту странное увлечение Ивана Крылова как поиск вдохновения. Эта версия не лишена оснований. Так, наглядевшись в очередной раз на красивый пожар, в результате которого сгорел со всем имуществом богатый дворянский особняк, Иван Андреевич сочинил басню «Пожар и Алмаз», в которой живописал огненную стихию, воспев ее мощь и неукротимую силу. В этой басне Пожар хвалится перед Алмазом своим могуществом:
Не так легко затмить мое сиянье,
Когда я, в ярости моей,
Охватываю зданье.
Смотри, как все усилия людей
Против себя я презираю;
Как с треском все, что встречу, пожираю, –
И зарево мое, играя в облаках,
Окрестностям наводит страх!
Петербуржцы находили этой необычной страсти Крылова своего объяснение. Дескать, в разгар декабристского восстания, в тот самый день 14 декабря 1825 года Иван Андреевич оказался на Сенатской площади. Вероятно, привело его простое любопытство., но императору Николаю Павловичу доложили об этом. На вопрос царя, обращенный к баснописцу, а зачем, собственно, он на площади занимался? Находчивый Иван Андреевич ответил, что пришел посмотреть пожар. «Но ведь пожара-то не было!», — парировал царь. «Так меня обманули, ваше Величество!». И с тех пор Крылов и полюбил огненную стихию, в подтверждение своего оправдания. Нравилось ему смотреть и на фейерверки.
А пожарные были только рады лишний раз донести до Ивана Андреевича приятную весть, что где-нибудь на Васильевском острове опять заполыхало пламя. Родилась даже шутка: «Приехал однажды Крылов, а пожар еще не начался». Поторопился Иван Андреевич!
Как не поверить после этого в историю о том, что хозяин дома, где проживал почитатель бога огня Крылов, опасаясь за сохранность своего имущества, предложил подписать ему страховой договор. Баснописец по этому договору обязан был в случае пожара выложить из собственного кармана аж 60 000 рублей. И Крылов согласился, увеличив сумму в десять раз и объяснив свой поступок так: у меня даже 60 тысяч нет, а не то, что 600. Какая разница? Лишь бы Вы были довольны! На том и порешили. А Иван Андреевич поехал на новый пожар…

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.