Лев Толстой и велосипед

  • 9 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой любил кататься на велосипеде. Создателю «Войны и мира» было уже далеко за шестьдесят, когда он впервые решил освоить новый вид транспорта. Велосипедной езде Лев Николаевич начал обучаться в апреле 1895 года в московском Манеже, куда его поначалу не хотел пускать вахтер, т. к. не мог поверить, что человек в черной блузе и сапогах и есть тот самый знаменитый граф. Писатель удивлялся нахлынувшим на него чувствам: «Очень странно, зачем меня тянет делать это… Чувствую, что тут есть естественное юродство, что мне все равно, что думают, да и просто безгрешно, ребячески веселит», — отметил он в дневнике 25 апреля 1895 года. Москвичи не оставили новое занятие графа без внимания. В одном из журналов читаем: «На прошлой неделе мы видели графа катающимся в Манеже в своей традиционной блузе. Искусство владеть велосипедом графу далось очень легко, и теперь он ездит совершенно свободно».
К своему новому занятию Лев Николаевич относился с изрядной долей юмора, радуясь, как ребенок любимой игрушке, он рассказывал дочери Татьяне: «Со мной происходит смешное явление. Стоит мне представить себе препятствие, как я ощущаю неодолимое к нему влечение и в конце концов на него наталкиваюсь». Эти слова относились к некоей даме, которая, также училась ездить на велосипеде: «У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую: мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но — тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее», — вспоминал Толстой. После этого случая писатель старался посещать Манеж в те часы, когда дамы там не было.
Велосипедная езда так захватила писателя, что он, быстро научившись и оставив побоку прочие занятия, часами разъезжал на новом для него средстве передвижения по Москве. «Ночью спал всего 4 часа. Вчера устал на велосипеде», — писал он в дневнике 15 мая 1895 года. Очевидцы удивлялись, наблюдая, как во дворе усадьбы в Хамовниках писатель не просто крутил педали, а «лихо летал и с увлечением предавался новому спорту». Лев Николаевич довольно быстро добился успехов, удостоившись чести быть принятым в члены Московского кружка велосипедной езды. А в 1896 году. от имени Московской городской управы ему выдали водительское удостоверение.

Последние выпуски программы

.«Пламя Парижа» и танцующие французы

Книга «Красные Юга» принесла автору европейскую известность в самом конце 19 века. В России эта повесть о Великой французской революции была переведена и опубликована в 1897 году под названием «Марсельцы». Именно она послужила литературным мотивом для создателей балета «Пламя Парижа».

Сказочная опера Керубини про Али-Бабу и сорок разбойников

Книга «Тысяча и одна ночь», в которую входит и сказка про Али-Бабу, популярна до сих пор и у взрослых, и у детей. «Тысяча и одна ночь» была и в библиотеке флорентийского музыканта Бартоломео Керубини, который и привил интерес к восточным сказкам своему сыну, ставшему знаменитым композитором, полное имя которого — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини.

«Дядя Степа» и «Проданная невеста»

Кто из нас не знает с детства стихи Сергея Михалкова? Но мало кто вспомнит, что детский поэт пробовал свои силы и в жанре либретто… Речь идет об опере Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». Впервые эта комическая опера в трёх действиях на либретто Карела Сабины была поставлена в 1866 году в Праге.