Николай Некрасов и его ружья

  • 2 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Много у нас и лесов и полей, Много в отечестве нашем зверей!
Нет нам запрета по чистому полю. Тешить степную и буйную волю.
Кто же охоты собачьей не любит, Тот в себе душу заспит и погубит.
Эти строки из стихотворения «Псовая охота» принадлежат Николаю Алексеевичу Некрасову — знатоку охотничьих собак и обладателю коллекции дорогих ружей. Ружьем великий русский поэт владел не хуже гусиного пера. И в охотничьих ружьях разбирался отменно. «В Лондон я не попал, в Париже ничего хорошего не нашел. Впрочем, поищу еще в Берлине, но привозить вещь посредственную не хочется». О чем это пишет Некрасов своему адресату в одном из писем в 1869 году? О ружьях.
Николай Некрасов и его ружья
Нимало было у Николая Алексеевича и различного охотничьего снаряжения — и ягдташи, и патронташи, и сумки, и капканы, и даже кинжалы. К охоте с младых лет пристрастил его отец, Алексей Сергеевич, научивший азам и многим премудростям. Если ружья поэт предпочитал заграничные, английских, да французских мастеров, то охотиться любил в России — в лесах Ярославской, Костромской, Новгородской, Владимирской губерний. Сестра Некрасова отмечала, что охота была для него не только развлечением, а «средством знакомства с народом». Недаром Николай Алексеевич, наохотившись вдоволь, заявлял, что больше всего талантов на Руси — среди охотников.
Кто же спорит. Хотя поспорить с Некрасовым мог бы Иван Сергеевич Тургенев, еще один виртуоз ружейной охоты. Некрасов писал ему с гордостью: «В три мои поездки туда убил я поболее сотни белых и серых куропаток и глухарей, не считая зайцев». Бедные зайцы! А вот простого русского крестьянина, не имевшего даже берданки, Николай Алексеевич жалел. Он видел однажды, как ловят уток крестьяне на болоте: «Мужик идет по болоту и, завидев молодую утку, старается упасть на нее брюхом, что иногда и удается ему».
Биографы поэта утверждают, что он владел более полусотней разных видов оружия. Страшно гордился этой коллекцией. Денег на покупку новых ружей не жалел: «Посылаю тебе тысячу франков на ружье… и еще сто франков, не поленись, пожалуйста, поищи, нет ли каких новых и хороших принадлежностей для охоты ружейной и особенно псовой (с борзыми и гончими)», — просил он Ивана Тургенева в 1857 году. А петербургская квартира Некрасова, по словам современника, совсем не была похожа на дом поэта: «Можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки; на шкапах вы видели чучела птиц и зверей». Нашлось здесь место и трофеям — чучелам животных.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.