Живописные опыты Михаила Лермонтова

  • 17 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Талантливый человек талантлив во всем. Это определение с полным основанием можно отнести к Михаилу Юрьевичу Лермонтову, наделенному не только литературным даром, но и способностями в области изобразительных искусств, любовь к которым развилась еще в детстве. Позднее это позволило Лермонтову стать и незаурядным художником. В детстве он любил лепить фигурки из красного воска. Друг детства Аким Шан-Гирей вспоминал: «Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины; охоту за зайцем с борзыми, которую раз всего нам пришлось видеть, вылепил очень удачно».
Приходилось Михаилу Юрьевичу рисовать не только акварельными красками, но и углем. Было это в Москве, в особняке на Малой Молчановке, где жили его знакомые Лопухины. Однажды на одной из стен особняка он и нарисовал знаменитый портрет своего легендарного предка, испанского герцога Лермы, от которого, как полагал поэт в ту пору, он и вел свое происхождение. Ах, если бы Лермонтову выпала такая удача — поехать в Шотландию и самому побродить по берегам реки Твид, вбирая воздух, коим дышали его далекие предки! Но, к сожалению, он вынужден был лишь предполагать, а располагал он в тот момент лишь кусочком угля, которым и нарисовал портрет герцога. Да, не зря брал Лермонтов уроки живописи в юности.
Как выяснилось позднее, образ герцога приснился поэту во сне, он проснулся и решил нарисовать его портрет. К сожалению, портрет не сохранился. Позвали мастера, чтобы тот сделал раму вокруг рисунка, покрыв его стеклом, но в результате штукатурка обвалилась и образ герцога растаял в белой дымке. Живший в этой комнате Алексей Лопухин пришел в отчаяние, но Лермонтов успокоил его, сказав, что нарисует на полотне такой же портрет. И так и сделал. Этот портрет приснившегося Лермонтову человека долго висел в кабинете Алексея Лопухина.
Через сорок лет после гибели Михаила Юрьевича сын Алексея Лопухина — Александр — передал плотно в дар вновь создающемуся в Петербурге Лермонтовскому музею. Ныне потрет хранится в Институте русской литературы — Пушкинском Доме Российской академии наук.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.