Александр Островский и резьба по дереву

  • 14 июля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского не зря называют «Колумбом Замоскворечья». Главными героями своих многих своих пьес он сделал тех людей, что и населяли этот древний район Москвы в девятнадцатом веке. Купцы, чиновники, помещики благодаря богатой фантазии драматурга в качестве персонажей вышли на сцену российских театров. И вот уже более ста семидесяти лет пьесы Островского занимают лидирующее положение в театральном репертуаре. Любят их и актеры, и зрители.
А сам драматург, помимо собственно творчества, очень любил уделять время необычному для него занятию — резьбе по дереву. И достиг в этом ремесле завидного мастерства. В своем доме в любимом Щелыкове Александр Николаевич нередко работал не только за письменным столом, но и за токарным станком, выпиливая различные безделушки, например, рамки для фотографий. Был здесь и стол с тисками для выпиливания.
Мастерил драматург не только для себя, но и для друзей и знакомых. А самым большим предметом, к которому приложил руку Островский, можно считать его письменный стол, сделанный из сосны, под красное дерево. Семейное предание гласит, что стол этот помог сделать Островскому тот самый мастер, что научил его и резьбе по дереву, — столяр из соседнего села Иван Викторович Соболев. Стол основательный, солидный, опираясь на две большие тумбы, скрывает в себе удобные ящики и полки, хранившие бесценные рукописи пьес Александра Николаевича. Даже трудно поверить, что Островский находил время и для столярных работ. Ведь писал он очень много, был на редкость трудолюбив. Из-под пера драматурга вышли не только пьесы, но и либретто, переводы, статьи и заметки о театре. За этим столом Александр Николаевич создал почти два десятка пьес, в т. ч. «Поздняя любовь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Лес», «Таланты и поклонники», и другие. «Я думал в деревне отдохнуть, а делаю дела больше, чем в Москве», — писал Александр Николаевич супруге летом 1867 года. А стол Островского, восстановленный бережными руками реставраторов, ныне занимает свое положенное место в музее драматурга в Щелыкове.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.