Потомки Листа
1 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Жизнь Ференца Листа соткана из противоречий. Мадьяр, почти не знавший национального языка, стал символом венгерской музыки. Человек, принявший духовный сан, так и не поборол земные страсти и продолжал в сутане давать концерты. Дон Жуан, с бесконечным списком побед над женщинами, ни одну из них так и не сделал счастливой. Отец, любящий своих детей, почти никогда их не видел и не занимался ими.
У Листа было множество романов, но лишь один закончился рождением потомства. Французская графиня, белокурая красавица и интеллектуалка Мари д’Агу, подарила ему троих детей — двух девочек и мальчика. Это случилось, когда она бросила первую семью и сбежала с возлюбленным в Швейцарию, а потом в Италию. Вначале на свет появилась Бландина, второй была Козима, а последним сын Даниэль. Идиллия длилась несколько лет. В это время Лист преподавал в Женевской консерватории, много сочинял, путешествовал вместе с женой. Казалось, что он порвал со своей «свободной» жизнью, стал верным мужем и хорошим отцом. Наверное, это были единственные годы, когда малыши находились рядом с ним, в одном доме. Но скоро всё закончилось. Узнав об очередных изменах, Мари упаковала чемоданы, забрала детвору «в охапку» и отправилась в Париж.
Мари и Ференц не были официально мужем и женой, поэтому все дети по факту были внебрачными, но по документам вполне законными. Их удалось зарегистрировать на фамилию отца. Настоящие инициалы матери не указали, потому что на тот момент она всё еще оставалась женой графа д’Агу. И в свидетельствах о рождении появилась вымышленная фамилия. В будущем это сыграло трагическую роль в судьбе несчастной Мари.
Чтобы не травмировать детей (их мать в обществе считалась «падшей» женщиной), Лист забрал их себе. А когда поссорился с Мари, не разрешал им с ней видеться. Он отдал Бландину, Козиму и Даниэля на воспитание сначала своей матери, а потом матери любимого ученика — пианиста и дирижера Ганса фон Бюлова. Судьба их была трагичной. Талантливый Даниэль скончался в двадцать лет от туберкулёза. Старшая дочь успела выйти замуж, но через несколько лет её не стало. И только средняя прожила очень долгую жизнь. Козима умерла в возрасте 92-х лет! У неё было пятеро детей, много внуков, но никого из них она так и не познакомила с бабушкой. Наверное, потому, что сама не испытывала теплых чувств к той, которая её родила. Ведь она каким-то мистическим образом повторила судьбу Мари д’Агу. Но её история была со счастливым концом.
Как и мать, Козима вышла замуж без любви. Её избранником стал ученик отца — дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. Она родила от него двоих детей, а потом встретила друга отца — известного композитора Рихарда Вагнера. Тот был ниже её ростом и старше почти на четверть века. Но кто сказал, что стрелы Амура поражают только молодых? Их отношения были не прихотью престарелого эротомана и молодой кокетки, а настоящей любовью и даже страстью. Причем, такой силы, что всё происходило на глазах у законного супруга. Первого ребёнка от Вагнера Козима родила, когда еще носила фамилию фон Бюлов. Но не торопитесь осуждать. Долгие годы (что уже само по себе отвергает любую теорию о «разнузданности нравов») они отчаянно боролись со своим чувством. А обвенчались, спустя 10 лет, когда не стало жены Вагнера.
Ференц Лист узнал о скандале и перестал общаться и с дочерью, и с бывшим другом. А что же Ганс фон Бюлов? Он всех простил и даже помог сопернику деньгами, когда их не хватало для проведения фестиваля в Байройте. После смерти Рихарда Вагнера именно Козима возглавила знаменитый фестиваль, а потом это делали её внуки и правнуки. Те из них, кто с ним связан, по традиции носят фамилию Вагнер, даже женщины. И, похоже, не хотят вспоминать, что по линии матери они потомки великого композитора и пианиста Ференца Листа.