Мусоргский

  • 2 июня 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Фильм „Мусоргский“ — музыкальнейший из наших музыкальных фильмов», — писал в 1951 году журнал Советская музыка. Имеется в виду, что картина Григория Рошаля насыщена иллюстрациями, занимающими значительную часть экранного времени, а кроме того режиссёр сумел, по мнению рецензента, докопаться до её сути. «Как метко и убедительно прослеживает он в фильме биографию творчества, как ведет Мусоргского от Эдипа к Борису Годунову, как умело увязывает все произведения композитора с непосредственными впечатлениями действительности».
Картина Рошаля принадлежит циклу кинопортретов российских композиторов (Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков), которыми увлеклось отечественное кино в поздние сталинские годы. И чтобы отвечать духу времени, эти портреты — снятые в цвете — призваны были соответствовать некоторым критериям. В случае Мусоргского на первом месте — это народность. «И какая за душу хватающая музыкальная выразительноть! — восторгается рецензент, перечисляя эпизоды, когда композитор в исполнении актера Александра Борисова напевает „Сиротку“, „Гопака“, Юродивого, когда показывает солисту, как петь Бориса. Те же оценки он относит к исполнению „Блохи“: „Борисов с такой драматической силой и пафосом поет „Блоху“, что сам Муроргский в этой сцене превращается в прокурора, бросающего от имени народа вызов всей этой царской камарилье».
Мусоргский
Герой фильма, как видим, в этой конструкции находится явно на стороне народа, как и Могучая кучка (сам Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Бородин, Кюи), которая противопоставлена в фильме реакционному, враждебному народным интересам Императорскому музыкальному обществу, представленному карикатурными невеждами. «Отстали они от России и её новаторов».
И вторая важнейшая характеристика фильма — это оптимизм. Режиссёр совершенно снимает со своего героя ореол мученичества, черты разочарования и сомнений, постигших его в последние годы. «Художник верит в будущее, потому что живет в нем», — скажет Мусоргский в финале на фоне весенней Невы, освобождающейся ото льда. Чтобы дать этому какое-то оправдание, Рошаль завершает фильм 1874 годом (премьера оперы «Борис Годунов» представлена центральным моментом всей жизни музыканта) с тем, чтобы избежать рассказа о трагедии конца. В таком случае, ну, а как же «Блоха», которая была сочинена в 79-м? Поскольку без нее портрет композитора был бы неполным, авторы картины решили перенести ее появление в более ранний период. Чего только не бывает в кино! Поэтому главный герой картины — не страдающий Мусоргский в больничном халате с известного репинского портрета, а излучающий энергию 35-летний человек, полный обширных планов и уверяющий кинозрителя: «А по-моему, жизнь есть музыка, и в музыке ей звучать».
Мусоргский, Григорий Рошаль, 1950-й год.

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.