Матч-пойнт

  • 30 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Название фильма «Матч-пойнт» Вуди Аллена связано с теннисом. Так обозначается ситуация, когда разыгрывается очко, способное принести участнику окончательную победу. Это момент, определяющий итог, в который важную роль играет случай. Картина открывается рассуждением главного героя: «Люди боятся признаться, как многое в их жизни зависит от везения. Страшно подумать, сколько всего мы не в состоянии контролировать». Через экран протянута теннисная сетка, и параллельно звучит ария Неморино «Unа furtiva lagrima» в исполнении Карузо, как авторская усмешка по поводу предстоящих событий.
Теннисист Крис Уилтон, осознавая, что уже не сумеет стать мировой знаменитостью, начинает работать тренером, играть с зажиточными английскими буржуа. Устроившись в Лондоне, он знакомится с дочерью богатого бизнесмена Хлоей, с которой у него завязывается роман. И вот он уже на пороге удачи, жизнь, кажется, удалась. Только по-настоящему Криса тянет не к унылой Хлое, а к сексапильной американке Ноле Райс, которая, впрочем, в определенный момент захочет слишком многого от него, начнет откровенно ему мешать, и он убьёт её из ружья, а позже уничтожит следы.
Матч-пойнт
Таким образом, история карьерного взлёта провинциального парвеню обернется триллером, выстраивая который Вуди Аллен неожиданно проводит параллель с героями «Преступления и наказания». Как и там, интроверт-одиночка убивает двух женщин, прячется в пустой квартире, бросает награбленное в реку, а потом становится добычей проницательного следователя (Достоевского, кстати, теннисист штудировал для повышения культурного уровня). Однако в отличие от Раскольникова, у него в голове нет ни бога, ни любви, способной обеспечить ему искупление. Ему просто повезло в жизни и он надеется, что повезёт ещё. Человек без души. Для обозначения своего отношения к герою режиссёр-интеллектуал использует не только параллель с романом, но и хрестоматийную музыку.
Так, 10-минутная сцена убийства, составляющая кульминацию фильма, разворачивается под звуки дуэта Отелло и Яго из второго акта оперы Верди. Совершенно неважно, что слова в этом дуэте не соответствуют истории, разворачивающейся на экране. Там бедный страдающий Отелло в лихорадке сомнений и ревности обещает отомстить за измену. Здесь мы имеем разработанное «предприятие», план с алиби, хитрую игру. Своим выбором музыки Аллен не усиливает драматизм, а наоборот, используя устойчивое клише, посылает сигнал о банальности зла и опасности доверяться театральным страстям.
В конце фильма ироническим рефреном опять зазвучит Карузо, Unа furtiva lagrima. Герой выкрутился, его не поймают, следователь не сможет ничего доказать. Выходит, повезло?
Матч-пойнт, Вуди Аллен, 2005 год.

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.