Рояль фирмы «Steinway & Sons», принадлежавший Николаю Метнеру

  • 14 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Кабинетный рояль, принадлежавший выдающемуся композитору и пианисту Николаю Метнеру, поступил в фонды Музея музыки в 1965 году. Инструмент был передан в дар по завещанию вдовы композитора, Анны Михайловны.
Метнер окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано в 1900 году с большой золотой медалью. Композицию он изучал под руководством Сергея Танеева и Антона Аренского. А с 1915-го по 21-й годы Метнер был профессором фортепианного класса Московской консерватории. Среди его учеников — пианист Абрам Шацкес, дирижер Борис Хайкин. Советами Метнера пользовались Владимир Софроницкий и Лев Оборин.
С 1921 года Николай Карлович жил за рубежом, концертировал в странах Европы и в США. Славился исполнением собственных сочинений. Последние 15 лет жизни он провел в Англии.
Фортепиано занимает центральное место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не участвовал бы этот инструмент. Ему принадлежат концерты для фортепиано с оркестром, фортепианный квинтет, сонаты для фортепиано, и для скрипки и фортепиано, романсы и песни в сопровождении фортепиано. Он — создатель лирико-повествовательного жанра фортепианной сказки. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствовал выразительные возможности инструмента, его произведения предъявляют к исполнителю высокие требования. В музыке Метнера гармонично сочетаются русские и западные, классические и романтические традиции.
Финансовую помощь музыканту оказывал Рахманинов, организовавший его концертный тур по Соединенным Штатам в середине 20-х годов. Он же согласовал с главой компании «Стейнвей и сыновья» возможность заключения концертного контракта. Метнер вошел в число ста бессмертных артистов фирмы «Стейнвей» — так же как и Рахманинов, Григ, Лист, Вагнер, Рубинштейн, Прокофьев, Стравинский, Горовиц, Гилельс и другие великие музыканты.
Играть на роялях «Стейнвей» — мечта любого пианиста. Их отличает яркость и мощность звучания, рассчитанного на большие залы.
В середине 30-х годов Метнер приобрел инструмент этой фирмы. Корпус рояля, пюпитр и крышка сделаны из палисандрового дерева. 88 клавиш охватывают диапазон от ля субконтроктавы до до 5-й октавы. Рояль имеет три педали (средняя педаль — это патент Стейнвея).
Рояль композитора использовался в качестве основного инструмента в концертном зале здания 17-го века «Троекуровы палаты», в котором Музей музыки размещался в 60-х — 70-х годах прошлого века. В последние десятилетия рояль, принадлежавший Метнеру, регулярно демонстрируется на выставках и звучит в камерных концертах музея.
Раритетные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

  • 22 мая 2022

Фотография гитариста Сергея Орехова

Геннадий Дмитриев, автор и составитель книги воспоминаний о всемирно известном русском гитаристе Сергее Орехове, в 2006 году передал в дар Музею музыки рукописные материалы, фотографии, мемориальные вещи и концертный фрак, принадлежавшие музыканту.

  • 21 мая 2022

Альт работы мастера Амирана Оганезова

Недавно в фонды Музея музыки поступил альт, созданный в 2007 году мастером Амираном Павловичем Оганезовым — заслуженным работником культуры России, скрипач, педагог, реставратор с мировым именем.

  • 15 мая 2022

Рисунок Бориса Кноблока: костюм Машеньки к балету «Аленький цветочек»

В 1960 году в коллекцию Музея музыки поступили изобразительные и печатные материалы балета композитора Климентия Корчмарёва «Аленький цветочек» — по мотивам одноименной сказки Сергея Аксакова. Этот балет был поставлен в 1949 году в Новосибирском театре оперы и балета.