Павловский воксал

Выпуск 670
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображён великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика. На том же листе — еще одна литография, на ней бальный зал. Подпись: «Павловский воксал» — именно через букву «с». Этими рисунками художник Василий Тимм отметил 25-летний юбилей Царскосельской железной дороги.
Словом «воксал», заимствованным из английского языка, называлась тогда не железнодорожная станция, а увеселительный парк с павильонами, где проводились балы и гулянья. Самым популярным из таких «воксалов», существовавших во многих городах Российской империи, считался Павловский. Он находился в двадцати пяти верстах от Санкт-Петербурга в парке при императорской резиденции. Именно в Павловск была проведена первая в России железная дорога. Вот что писала газета «Северная пчела» в 1838 году: «Собираясь на железную дорогу, надевайте бесстрашно лучшие платья: на них не сядет ни пылинки, вы и не сомнете платья дорогою, потому что прокатитесь как по паркету и просидите полчаса в карете как на лучшем диване».
Павловский воксал
Железнодорожную ветку из Петербурга в Павловск запустили в 1837 году, а уже в мае следующего года в парке открыли павильон с рестораном, буфетами, бильярдными, гостиничными номерами. А два десятилетия спустя руководство Царскосельской железной дороги пригласило молодого австрийского композитора, скрипача и дирижёра Иоганна Штрауса на должность капельмейстера с огромным окладом в 22 тысячи рублей. Штраус поставил условие: он будет выступать только в специально выстроенном концертном зале на 600 мест.
Эпоха короля вальсов в Павловске продлилась десять сезонов. Концерты начинались в семь часов вечера и продолжались до отхода последнего поезда. Сочинения Штрауса пользовались невероятным успехом, особенно созданные в России: вальсы «Петербургские дамы» и «Княгиня Александра», польки «Ольга», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Петербурге», «Незнакомка», «Павловск», «Нева», кадриль «Славянка». Несколько раз в день в оркестровом переложении исполнялся романс Глинки «О, дева чудная моя» и его же «Павловский вальс», сегодня известный как «Вальс-фантазия». Мало кто знает, что первое публичное исполнение музыки молодого Чайковского состоялось также в Павловске — в августе 1865 года, именно под управлением Иоганна Штрауса. Король вальсов продирижировал сочинением Петра Ильича под названием «Характерные танцы». Позднее они вошли в оперу «Воевода» под названием «Танцы сенных девушек».
На литографии художника Василия Тимма из музейного фонда трудно разглядеть лицо дирижёра, хотя он и стоит лицом к публике. Но это, конечно, сам Иоганн Штраус — легенда Павловска, любимец петербургской публики, первый дирижёр первой русской филармонии.
Ценные произведения изобразительного искусства — это важная часть нашей культуры.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».