Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Выпуск 671
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета – авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.
Седьмую симфонию Шостакович посвятил родному городу – хотя подзаголовок «Ленинградская» не принадлежит автору, а появился позднее. Композитор начал писать симфонию в осажденном Ленинграде. В конце 1941 года по предписанию военного комиссариата он был эвакуирован в Куйбышев, и там закончил работу. На последней странице нотного автографа указано время и место завершения симфонии: «17 декабря 1941 года. Куйбышев». Там же симфонию впервые исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Концерт транслировался всеми радиостанциями Советского Союза.
Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича
Обратимся к программке. На обложке сверху напечатано: «Государственный ордена Ленина Академический Большой театр СССР». Ниже: «Оркестр Большого театра Союза ССР. Дирижер – Лауреат Сталинской премии Народный Артист СССР Самуил Самосуд». И лишь в самом низу мелким шрифтом: «Дворец культуры имени Куйбышева. Город Куйбышев». На обложке помещён портрет Шостаковича, название сочинения «Седьмая симфония (впервые исполняемая)» и фрагмент нотной записи – тема первой части с автографом композитора. Но самое главное, что определяет не только историческую, но и музейную ценность программки – это дарственная надпись Шостаковича, адресованная артисту оркестра Большого театра, скрипачу Ограновичу: «На память о совместной работе с чувством горячей признательности за блестящее исполнение. Дмитрий Шостакович. 5 марта 1942 года. Куйбышев».
Такие программки с теплыми словами композитора получили и другие оркестранты Большого театра. Так Шостакович выразил свое восхищение их мастерством.
В ходе подготовки исполнения композитор писал своему другу Левону Атовмьяну: «На меня и на многих слушателей сегодняшняя репетиция произвела сильное впечатление. Оркестр великолепен. Самосуд тоже. Самосуду надо побольше дирижировать. Он большой мастер этого дела. Я предчувствую, что симфонию он сделает хорошо. Надо надеяться, что скоро симфония будет повторена в Москве».
В столице симфонию впервые исполнили в марте 1942 года в Колонном зале Дома Союзов. Симфоническим оркестром Всесоюзного радио дирижировал Самуил Самосуд. Следом произведение прозвучало в Новосибирске, Ташкенте, других городах страны, а также за рубежом – в Соединенных Штатах, Великобритании и других странах. А 9 августа того же 1942 года состоялась легендарная премьера в блокадном Ленинграде – под управлением Карла Элиасберга.
Таким образом, премьера Седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве стала началом триумфальной серии исполнений произведения по всему миру.
Ценные исторические документы – это достояние нашей культуры.
                                                                                                                     
 

Последние выпуски программы

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».