Михаил Глинка и его друзья
Выпуск 529
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На цветном рисунке из музейной коллекции изображена домашняя сцена с участием художника Карла Брюллова, композитора Михаила Глинки и драматурга Нестора Кукольника. Трое друзей с рюмками в руках собрались вокруг рояля, за которым музицирует Глинка; на рояле — бутылки с вином. Рисунок датируется 1842-м годом — это время великосветских салонов, концертов заезжих виртуозов, вечеров с чтением стихов и игрой на музыкальных инструментах. Но традиции любительского музицирования получили распространение не только в пышных дворцовых залах, но и в скромных гостиных. Глинка в своих «Записках» вспоминает о вечерах у себя дома, где собирались друзья, артисты и литераторы, во главе которых были Брюллов и Кукольник. «Угощение состояло из чая с сухариками, крендельками и десерта; в карты не играли и не танцевали; беседы и музыка, часто пение в несколько голосов составляли главное препровождение времени на наших раутах».
Рисунок принадлежит Петру Андреевичу Каратыгину — драматическому актеру, писателю, поэту, мастеру остроумных шуток и эпиграмм. Среди прочих его талантов был и дар художника: Каратыгин оставил целую галерею портретов своих современников.
Рисунок имеет необычное название. Присмотримся: на красном диване в глубине комнаты — черный цилиндр, а под ним лист бумаги с неразборчивым текстом. Ясно читается только подпись: «Живопись, Музыка и Поэзия в Санкт-Петербурге в конце 1830-х годов». Аллегория живописи — это, конечно, знаменитый художник Карл Брюллов. Он единственный из друзей в домашнем халате, видимо, на рисунке изображена именно его комната с большим мольбертом. За роялем Михаил Глинка, олицетворение Музыки. Известно, что композитор неплохо рисовал, и на одном из его ученических рисунков Брюллов написал: «Скопировано очень недурно». Справа от Глинки — Нестор Кукольник, драматург, ставший знаменитым после того, как на сцене Александринского театра была поставлена его пьеса «Рука Всевышнего Отечество спасла». Стихи Кукольника были популярны среди композиторов. Глинка написал на тексты приятеля вокальный цикл «Прощание с Петербургом», включающий знаменитые «Попутную песню» и «Жаворонка», музыку к трагедии «Князь Холмский», а также возможно свой лучший романс — «Сомнение». Кукольник стал одним из соавторов либретто опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Рисунок Каратыгина — не просто жанровая сценка, но олицетворение дружбы трех артистических натур, символ союза живописи, музыки и поэзии.
Ценные образцы изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Н.Тартаковская