Табула тридцать первая. Пьеса в стиле фэнтези

Выпуск 31
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
1747 год, Лейпциг, самая фешенебельная гостиница города. В просторной зале с клавесинами горят свечи, на столе заморские яства и дорогие вина. Георг Фридрих Гендель ждёт в гости Иоганна Себастьяна Баха.
Гендель: Мой дорогой…
Бах: Очень приятно…
Гендель: Добро пожаловать.
Бах: Вы так любезны.
Гендель: Так будьте же и вы так любезны и захлопните, наконец, дверь! Дует ужасно.
Так начинается популярная пьеса Пауля Барца, которая у нас известна под названием «Ужин в четыре руки». Это руки величайших композиторов. Один — вальяжный, богатый, любимец публики и сильных мира сего. Он решил побаловать деликатесами скромного бедного кантора, которого приняли в «Общество музыкальных наук». Гендель в этом обществе — почётный член, а Бах — рядовой, и это — правда. Всё остальное — выдумка: не было ни ужина, ни исторической встречи, которая могла круто изменить линию жизни одного из музыкантов.
Табула тридцать первая. Пьеса в стиле фэнтези
Однажды, узнав, что Гендель приехал навестить мать в городе Галле, Иоганн Себастьян помчался к нему из Кётена, но… хозяин отбыл, не дождавшись гостя каких-то несколько часов. Во время второго явления заморской звезды в родные пенаты Бах уже в Лейпциге. Он болен и поручает старшему сыну лично пригласить маэстро к себе домой. Звезда отказывается. В третий раз Гендель посещает Германию в то время, когда Бах при смерти. И здесь начинается мистика.
После ухода Иоганна Себастьяна пройдёт меньше недели, и карета Генделя перевернётся. Он едва не погибнет. А через два года ослепнет после неудачной операции на глазах и встретит последний час в полной темноте, как и Бах. Даже хирург, проводивший у них операции, один и тот же — Джон Тейлор. Если к этому добавить, что оба гения родились на германской земле, на расстоянии друг от друга около полутора сотен километров, в один год — 1685 и с разницей всего лишь в три недели… Столько невероятных совпадений! Разве их можно назвать случайностью?
А что, если мистическое переплетение судеб было предначертано с самого начала? Взлёты и падения Генделя, его статус национального героя Англии, памятник при жизни. Дом, похожий на дворец, с привратником, курьером, поваром и целой командой переписчиков нот. Могила в Вестминстерском аббатстве рядом с королями и лучшими людьми королевства: Ньютоном и Дарвиным. Но ни жены, ни детей нет. А у Баха — всё наоборот: две жены, 20 детей и никаких загранпоездок. Слава органиста, эксперта и настройщика органов, но не композитора. Вместо собственного дома — служебные квартиры. Вместо публикаций — горы рукописных листов. Не нищий, но экономил каждый талер. Упокоился на обычном городском кладбище без памятника и даже без надгробной плиты.
Бах прожил жизнь обычного церковного кантора: никуда не торопился, делал то, что должно и в результате стал первым навсегда. Так, может, хорошо, что «ужин в четыре руки» не состоялся, и линия жизни Иоганна Себастьяна не изменилась, а встреча двух музыкальных колоссов осталась лишь пьесой в жанре фэнтези?

Последние выпуски программы

Табула тридцать вторая. «Страсти по Матфею»

Сегодня мы изучили «Страсти по Матфею» буквально по тактам, но сакральный смысл шедевра остаётся тайной.

Табула тридцатая. Музыкальное приношение

«Всемилостивейший король! В глубочайшей покорности посвящаю Вашему величеству „Музыкальное приношение“», — напишет Бах в предисловии к сборнику полифонических головоломок.

Табула двадцать девятая. Последний земной приют

Легендарная Томаскирхе — место, намоленное в буквальном смысле: 27 лет подряд Иоганн Себастьян Бах служил здесь кантором. И здесь обрёл последний земной приют.

Поиск по сайту