Табула тридцатая. Музыкальное приношение

Выпуск 30
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
7 мая 1747 года, Потсдам, Сан-Суси — резиденция Фридриха Великого. Сюда по приглашению короля приехал Иоганн Себастьян Бах. Приехал из Саксонии, которую хозяин прусского Версаля разгромил пару лет назад: разрушил деревни, сжёг поля, наложил на страну контрибуцию. А великий кантор в почтении склонил перед ним голову, не успев даже переодеться с дороги. Может, всё дело в сыне — Филиппе Эмануэле, личном аккомпаниаторе Фридриха?
Эту Сонату для флейты и клавесина сочинил сам король. Он настолько любил свою дудочку с отверстиями для пальцев, что никогда не расставался с ней, брал даже на войну. Перфекционист во всём, он собрал бесценную коллекцию инструментов: виолончели Амати и скрипки Страдивари, пару десятков флейт из редчайших пород дерева. Изюминка коллекции — новомодные пианофорте по заоблачной цене и с необычным гулким звуком. Монарх тут же предлагает гостю их опробовать, и 62-летний Бах импровизирует на каждом, переходя из комнаты в комнату.
Табула тридцатая. Музыкальное приношение
Завершается вояж экспромтом на тему короля. Трёхголосная фуга производит фурор, и его величество тут же желает услышать шестиголосную. Но Бах отказывает: не каждая тема годится. После этого он даст концерты в Гарнизонной церкви и придворной кирхе. В чёрном сюртуке с кружевными манжетами, в парадном парике с длинными завитками, белых чулках и нарядных туфлях на высоком каблуке он сидит за органом. Рядом с ним, опираясь на трость, стоит Фридрих Великий. Эта картина Германа Каульбаха появится спустя 30 лет после исторической встречи. А Бах отреагирует на визит, практически, мгновенно: через 2 месяца отправит монарху музыкальный монумент, отпечатанный в типографии на собственные деньги.
«Всемилостивейший король! В глубочайшей покорности посвящаю Вашему величеству „Музыкальное приношение“. Не имею никакой другой цели, помимо желания возвеличить славу монарха, мощь которого в военных и гражданских науках, а также в музыке, вызывает у всех восхищение и почитание», — напишет Бах в предисловии к сборнику полифонических головоломок. Всё, что входит в него, создано на ту самую королевскую тему, назначенную в Потсдаме: ричеркары, трио-соната, восстановленная по памяти фуга-импровизация на три голоса. Вишенка на торте — фуга на 6 голосов, решение которой он нашёл дома.
Но есть и каноны-загадки из серии «а ну-ка расшифруй-ка». Это короткие темы и пояснения на латыни: «Пусть удача короля увеличится, как эти ноты». Или: «Пусть слава короля растёт по мере того как восходит модуляция». Знатоки полифонии давным-давно их расшифровали, и сборник выходит в полном виде. А вот разгадал ли эти ребусы Фридрих Великий, неизвестно. Вскоре король-солдат поставит Европу «на уши», и главной музыкой для него станут звуки Гренадёрских маршей.

Последние выпуски программы

Табула тридцать вторая. «Страсти по Матфею»

Сегодня мы изучили «Страсти по Матфею» буквально по тактам, но сакральный смысл шедевра остаётся тайной.

Табула тридцать первая. Пьеса в стиле фэнтези

Бах прожил жизнь обычного церковного кантора: никуда не торопился, делал то, что должно и в результате стал первым навсегда.

Табула двадцать девятая. Последний земной приют

Легендарная Томаскирхе — место, намоленное в буквальном смысле: 27 лет подряд Иоганн Себастьян Бах служил здесь кантором. И здесь обрёл последний земной приют.

Поиск по сайту