Табула двадцать восьмая. Непрерывное движение к свету

Выпуск 28
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Июль 1733 года. Иоганн Себастьян Бах пишет письмо Саксонскому курфюрсту, на землях которого находится славный город Лейпциг. «Всемилостивейший государь, я возглавляю директориум музыки главных церквей Лейпцига, но переживаю незаслуженные огорчения и уменьшение доходов. [Это] могло бы не иметь места, если бы Ваше королевское высочество пожаловали [мне] звание в придворной капелле», — вот так витиевато-елейно, в стиле эпохи «реверансов» великий кантор жалуется на жизнь и выпрашивает звание придворного композитора. Это не первое и не последнее письмо-просьба. Таких было уже немало и музыкальных приложений к ним тоже. В основном, кантаты к праздникам и дням рождения монарха и членов его семьи. Но в этот раз он отправляет его высочеству уникальную взятку. Это две части «Высокой мессы» — так потомки назовут величайшее творение композитора. Истовый лютеранин превзойдёт самого себя в главном богослужении католиков. Не парадокс ли? Впрочем, как и вся эта история.
Табула двадцать восьмая. Непрерывное движение к свету
Разве такое может написать обычный человек? Только тот, кто напрямую разговаривает с Небесами. Но возвышенное и земное, склоки и заоблачные музыкальные вершины соединились в одном баховском флаконе под названием жизнь. Всё началось с конфликта ректора школы Святого Фомы и нового кантора господина Баха. Должностных претензий к нему был воз и маленькая тележка: нерадивость, прогулы, плохая подготовка учеников, их ужасное поведение: разбитые спальни, попрошайничество и так далее и тому подобное. Конфликт дошёл до магистрата, а потом и до самого курфюрста. Иоганн Себастьян с упорством строчил «на самый верх» жалобы и прошения, пока не добился заветного звания. И буря утихла, и наступило затишье.
Но дальше мнения музыковедов расходятся: кто-то считает, что после победы Бах дописал к Мессе ещё три части, а потом отредактировал их в конце жизни. А другие полагают, что забросил, забыл о подарке лет на 15. Но почему же он, лютеранин, писал католическую духовную музыку? «Магнификат», мессы… Ответ простой: потому что служил курфюсту Саксонскому, который принял католичество, а композиторы во все века обслуживали сильных мира сего. Вот так появилась Высокая месса: 24 номера, 2 часа звучания, хор, солисты и небывалый оркестр со струнными, духовыми и литаврами. Во всей Германии не было таких сил, чтобы исполнить эту громаду — ни в церкви, ни в концерте. Только в оперном театре. И в последнее время исследователи выдвигают версию, что Бах хлопотал об исполнении мессы в столице Пруссии силами Берлинской оперы. Доказательства, к сожалению, косвенные, поэтому никто не отменяет красивую романтическую историю: Иоганн Себастьян сочинил Высокую мессу в расчёте на потомков. Верил, что они оценят его творение и вслед за музыкой пройдут дорогой Христа. А значит, дорогой страданий, в которых нет пауз и передышки. Только непрерывное движение к свету!

Последние выпуски программы

Табула двадцать девятая. Последний земной приют

Легендарная Томаскирхе — место, намоленное в буквальном смысле: 27 лет подряд Иоганн Себастьян Бах служил здесь кантором. И здесь обрёл последний земной приют.

Табула двадцать седьмая. Гений, который вернул миру другого гения

Все ли знают, что автор «Свадебного марша» — Феликс Мендельсон — открыл миру великое творение Иоганна Себастьяна Баха — «Страсти по Матфею»? Они пылились в архивах почти целый век.

Табула двадцать шестая. Всё не так, как кажется

Лейпциг, утро в доме Баха. Хозяин проводит семейный мастер-класс. Сам — за клавесином, рядом, сложив руки на груди, поёт жена.

Поиск по сайту