Табула двадцать восьмая. Непрерывное движение к свету

Выпуск 28
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Июль 1733 года. Иоганн Себастьян Бах пишет письмо Саксонскому курфюрсту, на землях которого находится славный город Лейпциг. «Всемилостивейший государь, я возглавляю директориум музыки главных церквей Лейпцига, но переживаю незаслуженные огорчения и уменьшение доходов. [Это] могло бы не иметь места, если бы Ваше королевское высочество пожаловали [мне] звание в придворной капелле», — вот так витиевато-елейно, в стиле эпохи «реверансов» великий кантор жалуется на жизнь и выпрашивает звание придворного композитора. Это не первое и не последнее письмо-просьба. Таких было уже немало и музыкальных приложений к ним тоже. В основном, кантаты к праздникам и дням рождения монарха и членов его семьи. Но в этот раз он отправляет его высочеству уникальную взятку. Это две части «Высокой мессы» — так потомки назовут величайшее творение композитора. Истовый лютеранин превзойдёт самого себя в главном богослужении католиков. Не парадокс ли? Впрочем, как и вся эта история.
Табула двадцать восьмая. Непрерывное движение к свету
Разве такое может написать обычный человек? Только тот, кто напрямую разговаривает с Небесами. Но возвышенное и земное, склоки и заоблачные музыкальные вершины соединились в одном баховском флаконе под названием жизнь. Всё началось с конфликта ректора школы Святого Фомы и нового кантора господина Баха. Должностных претензий к нему был воз и маленькая тележка: нерадивость, прогулы, плохая подготовка учеников, их ужасное поведение: разбитые спальни, попрошайничество и так далее и тому подобное. Конфликт дошёл до магистрата, а потом и до самого курфюрста. Иоганн Себастьян с упорством строчил «на самый верх» жалобы и прошения, пока не добился заветного звания. И буря утихла, и наступило затишье.
Но дальше мнения музыковедов расходятся: кто-то считает, что после победы Бах дописал к Мессе ещё три части, а потом отредактировал их в конце жизни. А другие полагают, что забросил, забыл о подарке лет на 15. Но почему же он, лютеранин, писал католическую духовную музыку? «Магнификат», мессы… Ответ простой: потому что служил курфюсту Саксонскому, который принял католичество, а композиторы во все века обслуживали сильных мира сего. Вот так появилась Высокая месса: 24 номера, 2 часа звучания, хор, солисты и небывалый оркестр со струнными, духовыми и литаврами. Во всей Германии не было таких сил, чтобы исполнить эту громаду — ни в церкви, ни в концерте. Только в оперном театре. И в последнее время исследователи выдвигают версию, что Бах хлопотал об исполнении мессы в столице Пруссии силами Берлинской оперы. Доказательства, к сожалению, косвенные, поэтому никто не отменяет красивую романтическую историю: Иоганн Себастьян сочинил Высокую мессу в расчёте на потомков. Верил, что они оценят его творение и вслед за музыкой пройдут дорогой Христа. А значит, дорогой страданий, в которых нет пауз и передышки. Только непрерывное движение к свету!

Последние выпуски программы

Табула тридцать пятая. Почему Бах не писал оперы

Бах не написал ни одной оперы, считая её легкомысленным жанром, однако никогда не упускал возможности побывать на оперных спектаклях.

Табула тридцать четвёртая. Искусство фуги

«Искусство фуги» — сочинение, которое стоит в стороне от всего, что создал Бах, его современники и потомки.

Табула тридцать третья. Гусиное перо и дубовые орешки

Заляпанные пальцы, которые Бах оттирал соком лимона, и кляксы, от которых избавлялся с помощью специальных скребков — рассказываем о том, как Иоганн Себастьян писал ноты.

Поиск по сайту