Табула двадцать шестая. Всё не так, как кажется
Выпуск 26
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Лейпциг, утро в доме Баха. Хозяин проводит семейный мастер-класс. Сам — за клавесином, рядом, сложив руки на груди, поёт жена. Взрослый сын играет на скрипке, младшие, глядя в ноты, подпевают матушке, а самая «мелкая» сидит на полу. Все нарядные, весёлые, но, вероятно, голодные — на заднем плане помощница только накрывает на стол. Эту картину маслом написал Эдвард Розенталь в 70-е годы XIX века. Культ Баха уже набирал обороты, и фантазии на тему «святого семейства» только приветствовались.

Хотя в реальной жизни утро великого кантора было расписано по минутам: служба в кирхе, уроки в школе, частные занятия, репетиция студенческого оркестра… Если оставалось свободное время днём или вечером, то он проводил домашние концерты. В них принимали участие все дети, даже старшие сыновья приезжали из других городов. Это вызывало и вызывает умиление: какие дружные талантливые ребятишки, как они любят друг друга и почитают родителей! Оказалось, всё не так, как представляется.
Анне Магдалене не было и пятидесяти, когда умер Бах. Завещания супруг не оставил, и ей досталась треть состояния, остальное — детям. Много это или мало? Оценить трудно, но коллекция инструментов, среди которой были новомодные и очень дорогие пианофорте, стоила больших денег. С другой стороны, у Баха никогда не было своего дома. В Лейпциге он почти 30 лет прожил в служебной квартире при школе Святого Фомы, где преподавал. Помещение пришлось освободить после смерти великого кантора, и вдова вместе с падчерицей и двумя малыми дочерями переехала на окраину города. Девочки вырастут, но замуж так и не выйдут, будут жить в полной нищете.
Анна Магдалена покинет этот мир в доме призрения для бедных, ей будет всего лишь 58. Никто из пасынков, которых она воспитала, не поможет, даже суперуспешный Филипп Эмануэль. К тому времени у него будут огромные гонорары и слава великого композитора.
Удивительно, но родные дети поведут себя точно так же. Иоганн Кристиан — в то время один из самых модных композиторов Италии. Его оперы идут по всей стране, но он не пришлёт на похороны матери ни талера. Из-за полного отсутствия денег и поручителей, которые могли бы взять на себя издержки по захоронению, забытую всеми Анну Магдалену погребут в безымянной могиле для нищих. Почему так произошло? Что случилось с милой, дружной семьёй? Время надёжно охраняет эту тайну, и нет никакой надежды, что когда-нибудь появится свет в конце тоннеля.