Табула двадцать шестая. Всё не так, как кажется

Выпуск 26
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Лейпциг, утро в доме Баха. Хозяин проводит семейный мастер-класс. Сам — за клавесином, рядом, сложив руки на груди, поёт жена. Взрослый сын играет на скрипке, младшие, глядя в ноты, подпевают матушке, а самая «мелкая» сидит на полу. Все нарядные, весёлые, но, вероятно, голодные — на заднем плане помощница только накрывает на стол. Эту картину маслом написал Эдвард Розенталь в 70-е годы XIX века. Культ Баха уже набирал обороты, и фантазии на тему «святого семейства» только приветствовались.
Табула двадцать шестая. Всё не так, как кажется
Хотя в реальной жизни утро великого кантора было расписано по минутам: служба в кирхе, уроки в школе, частные занятия, репетиция студенческого оркестра… Если оставалось свободное время днём или вечером, то он проводил домашние концерты. В них принимали участие все дети, даже старшие сыновья приезжали из других городов. Это вызывало и вызывает умиление: какие дружные талантливые ребятишки, как они любят друг друга и почитают родителей! Оказалось, всё не так, как представляется.
Анне Магдалене не было и пятидесяти, когда умер Бах. Завещания супруг не оставил, и ей досталась треть состояния, остальное — детям. Много это или мало? Оценить трудно, но коллекция инструментов, среди которой были новомодные и очень дорогие пианофорте, стоила больших денег. С другой стороны, у Баха никогда не было своего дома. В Лейпциге он почти 30 лет прожил в служебной квартире при школе Святого Фомы, где преподавал. Помещение пришлось освободить после смерти великого кантора, и вдова вместе с падчерицей и двумя малыми дочерями переехала на окраину города. Девочки вырастут, но замуж так и не выйдут, будут жить в полной нищете.
Анна Магдалена покинет этот мир в доме призрения для бедных, ей будет всего лишь 58. Никто из пасынков, которых она воспитала, не поможет, даже суперуспешный Филипп Эмануэль. К тому времени у него будут огромные гонорары и слава великого композитора.
Удивительно, но родные дети поведут себя точно так же. Иоганн Кристиан — в то время один из самых модных композиторов Италии. Его оперы идут по всей стране, но он не пришлёт на похороны матери ни талера. Из-за полного отсутствия денег и поручителей, которые могли бы взять на себя издержки по захоронению, забытую всеми Анну Магдалену погребут в безымянной могиле для нищих. Почему так произошло? Что случилось с милой, дружной семьёй? Время надёжно охраняет эту тайну, и нет никакой надежды, что когда-нибудь появится свет в конце тоннеля.

Последние выпуски программы

Табула тридцать пятая. Почему Бах не писал оперы

Бах не написал ни одной оперы, считая её легкомысленным жанром, однако никогда не упускал возможности побывать на оперных спектаклях.

Табула тридцать четвёртая. Искусство фуги

«Искусство фуги» — сочинение, которое стоит в стороне от всего, что создал Бах, его современники и потомки.

Табула тридцать третья. Гусиное перо и дубовые орешки

Заляпанные пальцы, которые Бах оттирал соком лимона, и кляксы, от которых избавлялся с помощью специальных скребков — рассказываем о том, как Иоганн Себастьян писал ноты.

Поиск по сайту