Табула двадцать пятая. Твёрдый орешек

Выпуск 25
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Я, Иоганн Себастьян Бах, назначенный на должность кантора, заверяю, что буду придерживаться вышеозначенных пунктов Священного Писания и не стану одобрять ничего такого, что оным перечит», — это клятва, которую композитор дал в магистрате Лейпцига 13 мая 1723 года, а в город приехал за неделю до важного события. Две коляски с женой и детьми плюс четыре повозки со скарбом — всё, что нажил к тридцати восьми годам.
Заядлый путешественник, он менял одно место работы за другим. И, наверное, даже предположить не мог, что задержится в Лейпциге почти на 30 лет. А ведь должность была, что называется, «на миллион»: директор музыки, педагог в школе и кантор в Томаскирхе. За свои труды получал огромную по тем временам сумму — 700 талеров в год. Жильё и питание — бесплатные, за счёт работодателя. Плюс частные уроки, плюс игра на органе во время венчаний и похорон. Эта статья дохода была самым лакомым кусочком, но не стабильным. Если прихожане активно уходили в мир иной, она приносила большие деньги, но «при здоровом воздухе, — как выражался Бах, — сплошной убыток». Однажды он подсчитал, сколько недополучил за год при малой смертности и пожаловался об этом другу.
Табула двадцать пятая. Твёрдый орешек
Ещё одна статья доходов композитора — студенческий оркестр и хор «Collegium Musicum». Бах выступал с ними в новомодных кофейнях, на городских праздниках, и сочинял для коллективов «лёгкую» музыку. Работа капельмейстера привлекала Иоганна Себастьяна больше, чем кантора в Thomasschule — школе при церкви Святого Фомы. С неё-то и начались все неприятности.
Нагрузка учителя уже в те времена измерялась количеством рабочих часов в неделю и определялась контрактом. У Баха было прописано пять часов латинской грамматики, катехизиса Лютера и «школьных собеседований». Заниматься этим он категорически не хотел и за 50 талеров нашёл себе замену. Но что-то пошло не так. Заместитель не устроил ректора школы, и кантор оказался крайним. «Надобно вынести господину Баху внушение и наказать, — негодует руководство. — Он не только ничего не делает, но и не желает на сей счёт давать объяснений, не проводит уроков пения, отправил ученический хор в провинцию без ведома бургомистра. Не взявши отпуска, уехал». И прочее, и прочее…
Баха не уволят, хотя зарплату урежут. Он попросит друга-дипломата, служившего российскому престолу, помочь с работой в далёкой стране. Ответа не получит и останется в Лейпциге до самой смерти. В итоге появятся почти три сотни кантат, несколько версий «Страстей по Матфею», «Высокая Месса», «Искусство фуги» и много чего ещё. Bachusisenacus, как он подписывался в документах (что значит «Бах из Айзенаха»), был твёрдым орешком. И сломать его в этой жизни не удалось никому.

Последние выпуски программы

Табула тридцать пятая. Почему Бах не писал оперы

Бах не написал ни одной оперы, считая её легкомысленным жанром, однако никогда не упускал возможности побывать на оперных спектаклях.

Табула тридцать четвёртая. Искусство фуги

«Искусство фуги» — сочинение, которое стоит в стороне от всего, что создал Бах, его современники и потомки.

Табула тридцать третья. Гусиное перо и дубовые орешки

Заляпанные пальцы, которые Бах оттирал соком лимона, и кляксы, от которых избавлялся с помощью специальных скребков — рассказываем о том, как Иоганн Себастьян писал ноты.

Поиск по сайту