Табула двадцать седьмая. Гений, который вернул миру другого гения

Выпуск 27
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Какая девушка не мечтает хотя бы раз в жизни услышать эти звуки? И сколько мужчин боятся их услышать, даже раз в своей жизни. «Свадебный марш» Мендельсона — классика, которую знают все. Но все ли знают, что автор бессмертного хита открыл миру великое творение Иоганна Себастьяна Баха — «Страсти по Матфею»? Они пылились в архивах почти целый век.
Берлин, 11 марта 1829 года. В новеньком концертном зале местной Певческой академии яблоку негде упасть. Двадцатилетний юноша, внук знаменитого философа и сын банкира, красавец с лицом девушки и глазами рыси, представляет забытый шедевр — ораторию Баха «Страсти по Матфею». Ещё накануне все говорят о провале: композитор малоизвестный, сочинение труднейшее, опыта у юного маэстро никакого. Эти прогнозы не оправдались, хотя и особого успеха тоже не было. Триумфальным станет второе представление. Уже через год опубликуют авторскую партитуру, она разойдётся огромными тиражами, оратория будет звучать по всем германским княжествам, а потом и по всему миру. Слёзы Петра в его знаменитой арии не оставят равнодушным никого.
Табула двадцать седьмая. Гений, который вернул миру другого гения
Мендельсон на свои деньги поставит Баху памятник в Лейпциге, и там же в начале 40-х исполнит новую редакцию «Страстей…». Начнётся вторая жизнь этого грандиозного сочинения, а вместе с ней и вторая жизнь Баха. Но это не значит, что имя композитора стало открытием для немецких меломанов. Клавирную музыку Баха весьма успешно играла двоюродная бабушка Мендельсона: отличная пианистка, богатая светская дама, красавица и меценат. Ученица старшего сына Иоганна Себастьяна держала лучший салон в Берлине и «баловала» аристократов прелюдиями и фугами Баха-отца.
Его псалмы, обработки хоралов и кантаты звучали в лютеранских храмах. Хоровые сочинения — в концертах Певческой академии. Её создадут в столице Пруссии специально для этого, и отец Мендельсона станет активным участником. Именно он купит на аукционе баховский архив и передаст его Певческой академии. В этом архиве окажется партитура «Страстей…». Как она попала к Мендельсону — дело тёмное: то ли родная бабушка подарила, то ли двоюродная, а, может, сам нашёл случайно в архиве академии. Главное, что в этой истории сложились все пазлы, и Мендельсон «встретился» с Бахом.
«Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся над дедушками и восхищается прадедами», — эта формула Сомерсета Моэма идеально сработала в отношении Иоганна Себастьяна. Поколения правнуков и праправнуков подняли великого кантора на такую высоту, с которой он до сих пор смотрит на всех остальных. Одним из энтузиастов был Феликс Мендельсон-Бартольди — гений, который вернул миру другого гения и его «Страсти по Матфею».

Последние выпуски программы

Табула тридцать пятая. Почему Бах не писал оперы

Бах не написал ни одной оперы, считая её легкомысленным жанром, однако никогда не упускал возможности побывать на оперных спектаклях.

Табула тридцать четвёртая. Искусство фуги

«Искусство фуги» — сочинение, которое стоит в стороне от всего, что создал Бах, его современники и потомки.

Табула тридцать третья. Гусиное перо и дубовые орешки

Заляпанные пальцы, которые Бах оттирал соком лимона, и кляксы, от которых избавлялся с помощью специальных скребков — рассказываем о том, как Иоганн Себастьян писал ноты.

Поиск по сайту