Табула восемнадцатая. Что скрывает аббревиатура

Выпуск 18
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если вы не знаете нот и «ля-ля-фа» — непонятное словечко из припева одного шлягера; если от термина «академическая музыка» сводит скулы, а фамилия Бах ассоциируется лишь с чиновником от спорта, то как вы отреагируете, услышав вот это?
Знаменитый скрипач и миллионер Джошуа Белл, у которого поклонники по всему миру, однажды устроил концерт в метро. Играл подборку топ-классики, в том числе одно из самых популярных сочинений Баха — легендарную Токкату и фугу ре минор. Толпы людей равнодушно пробегали мимо красавчика со скрипкой Страдивари, и почти никто не остановился, чтобы послушать. Этому можно найти массу объяснений, но главное — не зацепило, как и два века назад.
Табула восемнадцатая. Что скрывает аббревиатура
Лейпциг, август 1840 года. В Томаскирхе, самом намоленном баховском месте, Феликс Мендельсон-Бартольди даёт благотворительный концерт, чтобы собрать деньги на памятник великому кантору. Среди органных сочинений — премьера Токкаты и фуги. Тогда никто не мог представить, что эта лавина звуков с неидеальной полифонией станет главной визитной карточкой композитора.
«Застрельщиками» будут пианисты. Они сделают блестящие переложения с эффектными пассажами и громоподобными аккордами. Окажется, что Бах совсем «не скучный», и вот уже Токкату играют скрипачи, арфисты, аккордеонисты, гитаристы… Звёздный маэстро Стоковский делает оркестровую версию, а Уолт Дисней выпускает нашумевший фильм «Фантазия», где звучат Токката и фуга. Движение вверх заняло целый век, и накануне Второй мировой войны этот дуэт стал главной музыкальной визиткой композитора. А потом как гром среди ясного неба: автор сочинения — не Бах
Стиль не его, автографа нет, а копия неожиданно «всплыла» лишь после смерти великого кантора. Подозрительно даже название — Токката. Немецкие композиторы времён Баха подобную музыку называли прелюдией, в отличие от итальянцев. И так далее и тому подобное, но главная претензия — ошибки в голосоведении. Они невозможны у такого профессионала как Иоганн Себастьян. Тогда кто же автор?
Знатоки назвали два имени: старший сын кантора Вильгельм Фридеман и любимый ученик Иоганн Людвиг Кребс. Однако искусственный интеллект с этим не согласился: из предложенной троицы больше всего совпадений по стилю оказалось, как ни странно, у самого Баха. Уязвлённые правдоискатели сдаваться не собираются, но и новых претендентов на авторство пока не выдвигают. Тем временем музыканты всех мастей и направлений делают новые переложения и обработки произведения, которое значится в каталоге под аббревиатурой Bach-Werke-Verzeichnis — BWV 565. Токката и фуга ре минор.

Последние выпуски программы

Табула тридцать вторая. «Страсти по Матфею»

Сегодня мы изучили «Страсти по Матфею» буквально по тактам, но сакральный смысл шедевра остаётся тайной.

Табула тридцать первая. Пьеса в стиле фэнтези

Бах прожил жизнь обычного церковного кантора: никуда не торопился, делал то, что должно и в результате стал первым навсегда.

Табула тридцатая. Музыкальное приношение

«Всемилостивейший король! В глубочайшей покорности посвящаю Вашему величеству „Музыкальное приношение“», — напишет Бах в предисловии к сборнику полифонических головоломок.

Поиск по сайту