Табула четырнадцатая. Джон Бакк

Выпуск 14
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Какая прелестная сентиментальность! В эту музыку, замешанную на галантном стиле, искренности и хорошем вкусе, невозможно не влюбиться. Сочинил её композитор, которого при рождении нарекли Иоганном Кристианом, а в мир иной он уходил Джоном. Между ними — 46 лет жизни младшего сына Баха. Жизни, похожей на роман с головокружительным сюжетом и пропущенными главами.
Табула четырнадцатая. Джон Бакк
Если природа и отдыхает на детях гениев, то Бах — это исключение из исключений. Четыре сына — композиторы, и двух из них ещё при жизни назвали великими. Это Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан. Они от разных матерей, поэтому по возрасту первый годился второму не в братья, а скорее в отцы. Эту роль он примерит на себя, когда великий кантор умрёт, и младший братишка на несколько лет поселится в его доме. Ему — 15. Он блестяще играет на клавесине, а ещё у него в собственности три экземпляра клавишных инструментов из коллекции отца. Может, на деньги от их продажи и начнутся приключения саксонца в Италии?
Про Баха-отца говорят, что у него был ген путешественника — переезжал из города в город вместе со всем скарбом и ватагой наследников. Этот ген достался лишь младшему сыну, но он пошёл дальше родителя. 15 лет жил на родине, 4 года — в Пруссии, 8 — в Италии и 20 — в Англии. Не оставил ни дневников, ни воспоминаний. Болонья, Неаполь, Милан… И вот он уже органист в столице Ломбардии, а его оперы идут в крупных итальянских театрах, потом в германских, венских… Чтобы увидеть одну из постановок в Англии, он возьмёт отпуск, который станет бессрочным. Туманный Альбион затянет его в свои золотые сети и не отпустит никогда.
Обаятельный молодой красавец с большими умными глазами, бровями вразлёт, очаровательными фамильными ямочками в уголках губ, он придётся ко двору в прямом смысле. Среди учеников — члены королевской семьи, лорды, пэры и юный гастролёр Моцарт. Гений в коротких штанишках влюбится в своего учителя, в его оперы «Адриан Галльский» и «Орион». В его чудесные клавирные сонаты с необычной композицией. Возьмёт её на вооружение, чуть-чуть подправит и превратит в классическую сонатную форму. Амадей влюбится в симфонии Баха — в них столько красоты, свежести, изящества! Они звучат на публичных концертах, которые автор сам же и организует с помощью своего агентства.
Удивительный человек! Всё успел в этой жизни и получил от неё всё, кроме наследников. Он вошёл в историю миланским Иоганном Бакки, а ушёл из неё английским Джоном Бакком, да к тому же католиком. Вот такой он — Иоганн Кристиан Бах.

Последние выпуски программы

Табула тридцать вторая. «Страсти по Матфею»

Сегодня мы изучили «Страсти по Матфею» буквально по тактам, но сакральный смысл шедевра остаётся тайной.

Табула тридцать первая. Пьеса в стиле фэнтези

Бах прожил жизнь обычного церковного кантора: никуда не торопился, делал то, что должно и в результате стал первым навсегда.

Табула тридцатая. Музыкальное приношение

«Всемилостивейший король! В глубочайшей покорности посвящаю Вашему величеству „Музыкальное приношение“», — напишет Бах в предисловии к сборнику полифонических головоломок.

Поиск по сайту